Страшный сон учителя: паранойя в соцсети
Или куда заводит контроль?
После гибели двух девочек-подростков на железной дороге в Красноуфимске прокуратура рекомендовала свердловским школам ужесточить слежку за содержанием аккаунтов учеников в социальных сетях. Чтобы выявить контент, способный негативно повлиять на поведение ребенка, регинальный минобраз советует использовать программу Gerda Bot.
Слежка за школьниками в соцсетях практикуется в российских школах более трех лет. Учителя фиксируют в каких сообществах состоят ученики, что публикуют и какими хэштегами пользуются. Информация доводится до родителей и контролирующих органов.
По данным департамента образования Екатеринбурга, методические рекомендации получили все муниципальные школы. При этом механизм отслеживания каждая из них разрабатывает самостоятельно.
К примеру, в школе №67 для работы с соцсетями назначены педагоги, которые, по мнению руководства, "разбираются в данном направлении". Директор школы, председатель комиссии Екатеринбургской гордумы по развитию образования Галина Арбузова надеется, что со временем все школы придут к пониманию важности работы с соцсетями.
А вот уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков с настороженностью наблюдает за наращиванием усилий в этой сфере. По его словам, учителям важно соблюсти тактичность и корректность в работе с ребенком, не забывая о его праве на личную жизнь.
Игорь Мороков. Фото: сайт Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области
"Чрезмерная активность в этом направлении меня даже немного пугает. Выявление информации должно сохранить жизнь ребенку, поэтому собирать ее нужно тактично и использовать только в интересах детей. Важно исключить давление и афиширование информации", - говорит Мороков.
Его поддерживает зампред комиссии по безопасности Екатеринбургской гордумы, президент фонда "Город без наркотиков" Тимофей Жуков. Выявление противоправных действий ребенка нередко становится предметом всеобщего обсуждения, что оказывает давление и усугубляет его состояние. Поэтому для положительного влияния на попавших в трудную ситуацию подростков педагог должен быть тонким психологом.
"С такой нагрузкой способен справиться далеко не каждый педагог, потому следить за соцсетями детей должны в первую очередь родители, выстраивая доверительные отношения. Подросток - хрупкий человек и на вторжение в личную жизнь реагирует негативно. Все, что касается личного пространства ребенка, должно прорабатываться в семье", - считает Жуков.
Учителю – зашифруйся сам
Эксперты поднимают вопрос эффективности механизма исследования аккаунтов. Как должен справляться с мониторингом учитель, если у него в классе 30 человек? Насколько качественной будет эта работа с учетом большой нагрузки на педагога?
По мнению члена совета Межрегиональной профсоюзной организации "Учитель" по Свердловской области, педагога Марины Шаровой, введение слежки за соцсетями непозволительно с учетом загруженности учителя. Работу нужно четко регламентировать, разработать нормативные документы и внести изменения в должностную инструкцию педагога. Он должен ясно понимать, на каких основаниях может вмешаться в личную жизнь ребенка и границы вмешательства.
"Любой контроль учителя или родителя будет неэффективен из-за отсутствия профподготовки. Если подростку надо сделать что-то не совсем законное, то он так "зашифруется", что преподаватель ничего не найдет. Миссия педагога – дать образование, а не контролировать. Поэтому противоправностью в виртуальной среде должны заниматься специальные органы, которые технически оснащены и профессионально подготовлены", - считает Шарова.
Психологи уже сейчас озадачены психическим состоянием детей. Клинический психолог Городского центра медицинской профилактики в Екатеринбурге Анна Семёнова считает, что мониторинг социальных сетей только добавляет стресса подросткам. По ее мнению, важно вести диалоги, устраивать дебаты, чтобы дать им возможность высказаться и быть услышанными. А для этого нужна серьезная совместная работа администрации школ, педагогов и родителей.
"Считаю, что тотальный контроль не понадобится, если педагог так выстроит отношения с учениками, что они сами захотят общаться с ним в соцсетях. Соцсети не должны становится средством сокрытия личной жизни, а помогать общаться с детьми на одном языке", - говорит психолог.
Стоит отметить, что в последнее время не только подростки, но и педагоги становятся предметом слежки в соцсетях. Периодические увольнения учителей из-за публикации своих постов и фотографий заставляют их скрывать аккаунты и тщательно фильтровать информацию.
Тем временем Минпросвещения РФ уже предложило школам собирать подробную личную информацию учеников, родителей и педагогов. В 2020 году в России заработает цифровая образовательная платформа, где будут собраны портфолио всех их с указанием используемых соцсетей, персональными данными, сведениями о репетиторах и одноклассниках.
В ведомстве заявляют, что, используя эту информацию, государство сможет оценивать "навыки и достижения пользователей в обучении". А школьники между тем думают, как лучше обмануть учителя, ставшего для них "большим братом".
Анна НАСЕКИНА