Клизма и скипидар свердловской медицины

Депутаты в пух и прах разнесли организацию здравоохранения.

Свердловское Заксобрание продолжает обсуждать проект бюджета региона на 2020 год. На заседании рабочей группы при областном парламенте 26 ноября основное внимание было уделено расходам на здравоохранение, сообщает "Уралинформбюро".

Депутаты начали с обсуждения частных вопросов, перешли к системным проблемам и в конце поставили вопрос об эффективности работы министра Андрея Цветкова и системы облздрава в целом. Основная претензия в том, что бюджетные деньги вкладываются не туда, куда нужно, а страдают, в конечном счете, свердловчане, для которых медпомощь становится всё труднодоступнее.

Протухшая вакцина за бюджетный счет

В первую очередь народные избранники обсудили претензии Роспотребнадзора к областному министерству здравоохранения. В федеральном ведомстве посчитали необходимым увеличить субсидии на вакционопрофилактику свердловчан до 400 миллионов рублей в 2020 году, тогда как минздрав настаивает, что имеющейся суммы в 288 миллионов рублей будет вполне достаточно. Поначалу парламентариев удивила такая позиция: обычно министерства просят увеличить финансирование, а в данном случае всё обстоит ровно наоборот.

Замминистра Екатерина Есина пояснила, что часть вакцины, приобретенной в рамках госконтракта, остается невостребованной: далеко не все жители Среднего Урала спешат в поликлинику на прививку. В результате некоторая доля бюджетных денег пропадает даром, потому что условия контракта не предусматривают возврат невостребованного медикамента.


Часть приобретенной за казенный счет вакцины просто пропадает

Депутат Вячеслав Вегнер весьма эмоционально предложил отвергнуть притязания Роспотребнадзора.

Не надо идти на поводу у людей из Москвы, которые хотят "втюхать" нам эту вакцину! В противном случае часть денег потратим зря. Как заставить людей вакцинироваться?! Закупим ещё больше вакцины, и она протухнет. Как говорил Черномырдин, если не чешется, зачем мы чешем?!" – заявил парламентарий, вызвав смех в зале.

Его поддержал Вячеслав Брозовский, который предложил не только не увеличивать, но секвестировать расходы по этой статье. "Ко мне поступают сотни обращений избирателей по разным темам. Но ни одного по вакционопрофилактике", - прокомментировал депутат.

Председатель комиссии по социальной защите Вячеслав Погудин отметил, что антипрививочное лобби в регионе достаточно сильно. Однако минздраву и Роспотребнадзору стоит сесть за стол переговоров и прийти к компромиссу, после чего вопрос допфинансирования может быть снова вынесен на обсуждение депутатов. "Последние 10 лет Роспотребнадзор с минздравом не могут договориться. Первые говорят, что всё плохо, у вторых всё хорошо. Давайте эту тему как-то уже "приземлим". Пусть договорятся между собой", - резонно заметил депутат Александр Серебренников.

Клизма vs вертолет

Еще больше вопросов вызвало финансирование программы охраны мужского здоровья. Екатерина Есина бодро отчиталась, что в регионе действует 12 экспресс-диагностических урологических кабинетов (ЭДУК). В прошлом году была проведена диагностика 5,7 тысячи пациентов, с начала 2019 года – 3,7. Здесь стоит отметить, что численность населения Среднего Урала превышает 4,3 миллиона человек, из которых почти 2 миллиона составляют мужчины. То есть количество нуждающихся в диагностике превосходит существующие мощности в 350 раз! Правда, в 2020 году областной минздрав обещает построить еще 2 ЭДУКа – в Артях и центре имени Владислава Тетюхина в Нижнем Тагиле.

Депутат Михаил Голованов отметил неэффективность работы ЭДУКов. По его словам, каждый из них должен проводить диагностику минимум 6 тысяч пациентов в год. То есть, программа работает в 12 раз слабее расчетной мощности оборудования?

Вячеслав Погудин посетовал, что с 2012 года, когда начали создаваться диагностические кабинеты, оборудование уже устарело. Глава Нижнесалдинского городского округа Елена Матвеева, в свою очередь, подняла проблему нехватки квалифицированных медицинских кадров: "Можно установить дорогое диагностическое оборудование в Нижней Салде, но это не эффективно. У нас нет специалистов. Все едут в Нижний Тагил, в госпиталь Тетюхина".

Этот пассаж спровоцировал разговор о необходимости привлечения кадров и зарплатах медиков. Стоит напомнить, что летом 2019 года как раз в Нижнем Тагиле из-за низких зарплат едва не уволились все хирурги.

Вы отчитались, что зарплата хирурга в регионе в среднем составляет 91 тысячу рублей в месяц. Но мы же понимаем, что в областной больнице она 200-250 тысяч рублей, а где-нибудь в Тугулыме – дай бог, тысяч 40!" – заявил чиновникам минздрава Михаил Голованов, предложил указать размер зарплаты в каждом медучреждении.

От зарплат депутаты перешли к доступности медицинской помощи. Александр Серебренников отметил ежегодное сокращение субсидий на содержание скорой помощи (СМП). Замминистра воспротивилась: мол, министерство каждый год закупает по 21 специальному автомобилю для увеличения эффективности службы. Кроме того, добавила Екатерина Есина, для вывоза пациентов из отдаленных территорий создана служба санавиации. "У нас достаточно вертолетов и самолетов", - опрометчиво заверила чиновница. В зале поднялся смех. "Вы верите в то, о чем говорите?!"- воскликнули представители муниципалитетов.


Таким набором медикаментов врачи "Скорой помощи" могут похвастаться только на камеру

Председатель областной "Ассоциации депутатов органов местного самоуправления" Галина Артемьева отметила, что в чемоданчиках фельдшеров бригад СМП нет эффективных лекарств – туда кладут самые дешевые медикаменты.

Вас слушаешь, смотришь срез по зарплатам, который вы дали, и опять кажется, что мы в раю. Но при такой загрузке не могут врачи оказывать эффективную помощь", - прокомментировала она.

По данным Счетной палаты, озвученным Вячеславом Вегнером, укомплектованность фельдшерских саквояжей лекарствами составляет не более 60% от нормативного перечня.

Чемодан пустой. Кроме скипидара и клизмы там нет ничего. Если все так, как вы говорите, почему тогда люди-то мрут?! Машины не доезжают, а вы тут вертолетами спекулируете", - возмутился депутат Владимир Радаев.

На помощь минздраву пришла министр финансов Галина Кулаченко. Она отметила, что на 2020 год финансы "с огромным перевесом" заложены на борьбу с онкологией. И предложила депутатам … "лучше работать с Москвой", имея ввиду ФОМС.

"Рыба гниет с головы"

Председатель бюджетного комитета Владимир Терешков поднял тему увеличения количества фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в сельских поселениях. "Мы устанавливаем ФАПы там, где у нас появляются точки на геопортале. У нас в этом году появилось 10 новых точек, в 2020 году мы поставим там ФАПы", - сообщила замминистра, намекнув, что точки "рисует" федеральный минздрав.

То есть у нас с ФАПами все прекрасно?! Людям нужна доступная медицинская помощь, а не ваш геопортал!" – едва не взорвался Терешков.

Михаил Голованов отметил, что в проекте бюджета-2020 практически не заложены средства на капремонт учреждений. Вячеслав Погудин дипломатично призвал минздрав еще раз пересчитать и обосновать имеющиеся потребности.

Вы проседаете по всем статьям. И по зарплате, и по медикаментам, и по оборудованию", - резюмировал он.

В финале заседания депутаты констатировали, что политику ведомства формирует его глава Андрей Цветков, проигнорировавший заседание рабочей группы. Вопросов к чиновнику становится всё больше и больше. В случае попытки Евгения Куйвашева взять министра "на поруки" он рискует всерьез испортить отношения с парламентариями.


Министр здравоохранения Свердловской области Андрей Цветков

Ситуация с традиционно "социально ориентированным" областным бюджетом в 2020 году может перерасти в конфликт Заксобрания и глав муниципалитетов с правительством региона. Сейчас уже всем понятно, что бюджет будущего года, а за ним и тройки лет вперед, будет "универсиадо ориентированным".

Обещанный свердловчанам фестиваль молодежного спорта превращается в грандиозный скандал. Через пару недель Всемирное антидопинговое агентство может на четыре года лишить Россию права проведения крупных международных соревнований. Универсиада-2023 могла бы сменить свою "прописку", но кроме нашей страны никто не хочет проводить это экономически затратное мероприятие. Проблема в том, что крайним в денежной кабале оказывается Свердловская область. В ее бюджете надо найти десятки миллиардов рублей, которые когда-то может быть вернет федеральный бюджет.

А уже сейчас нужны деньги на то, чтобы "Группа Синара" прилично заработала, например, на строительстве гребного канала на пустыре в районе аэропорта Кольцово. Как владелец Группы Дмитрий Пумпянский разбогател на перестройке стадиона "Центральный" к футбольному чемпионату мира-2018 в Екатеринбурге не рассказывает только ленивый.


Глава "Группы Синара" Дмитрий Пумпянский

В фантастических тратах на Универсиаду в Екатеринбурге, по мнению экспертов, заложено от 10 до 25% прибыли, которая польется в карманы причастных к строительству не столь нужных мегаполису объектов. Если учесть, что затраты свердловской казны на эти цели только в 2020 году составят не менее 10 миллиардов рублей, то можно представить размер "навара".

Встреча Екатеринбурга с мировым футболом в прошлом году не ударила секвестром по медицине и образованию в муниципалитетах области. Универсиада – это бюджетное цунами, которое может нанести невосполнимый урон городам и селам. Ладно если кто-то из свердловчан сейчас учится в деревянной школе царской постройки, а ведь кто-то из них не выживет из-за того, что "скорая помощь" не сможет спасти.

Дмитрий МИГАЛИН

Еще в сюжете: Боль российской медицины