Тормоза на дороге: деньги есть, не хватает профессионалов

Российский диагноз поставлен в Екатеринбурге.

В столице Урала проходит второй международный форум "Дорога 2019". Его основная задача - анализ реализации национального проекта "Безопасные и качественные автодороги". Месяц назад стало понятно, что во многих регионах РФ программа буксует – статистику исполнения (точнее, неисполнения) озвучили на уровне премьер-министра Медведева. Большинство субъектов Федерации сильно отстают от графиков текущего года. В конце сентября вице-премьер Максим Акимов и министр транспорта Евгений Дитрих пригрозили "двоечникам" урезанием финансирования. Стращание подействовало, но лишь отчасти. На полях форума корреспондент "Уралинформбюро" выяснил, что не дает нацпроекту разгуляться: плохое планирование, слабые специалисты или природные катаклизмы.

Деньги есть – ума не надо?

Оценивая ход реализации нацпроекта по ремонту и строительству, те, кто еще недавно раскритиковал регионы, сменили гневную риторику на сдержанные похвалы. Заместитель председателя правительства Максим Акимов признался, что был услышан – отстающие подтянулись. 13 территорий завершили дорожные работы, запланированные на 2019 год полностью, 30 – практически у финишной прямой.


Вице-премьер Максим Акимов

Что мешает остальным? Часть регионов пустили на самотек ремонтные и строительные работы на автодорогах из-за погодных условий. Паводок, само собой, сочли уважительной причиной. В остальных случаях недостаточность темпа списали на человеческий фактор. Ситуация довольно абсурдна, считают федеральные власти: руководители субъектов РФ получили солидные деньги на исполнение нацпроекта, а как толково распорядиться ими… не понимают. На 2019 год из казны выделено на реализацию проекта 111 миллиардов рублей. Сумма беспрецедентная, заявил Акимов. Но, как выяснилось, успех проекта зависит не только от размера финансового пирога. Задачей губернаторов был подбор квалифицированной команды профессионалов, которая сделает максимум для модернизации автомагистралей России. По мнению Евгения Дитриха многие эту установку провалили. "Мы начинали с того, что должны были быть сформированы региональные команды, которые будут двигать проект. Команды квалифицированные, которые являются и менеджерами, и дорожниками, знающими, как устроен процесс", - напомнил министр транспорта.


Министр транспорта Евгений Дитрих

На форуме главам субъектов еще раз дали подсказку.

Центральное значение этого проекта – сделать дорожную стройку и дорожные ремонтные работы технологически принципиально другим: от диагностики до интеллектуальных систем управления транспортом", - обратился к ним Максим Акимов.

Жизненный цикл, как гарантия качества

Свою оценку воплощению проекта в рамках форума в Екатеринбурге дал премьер-министр Дмитрий Медведев. Глава правительства обозначил аутсайдеров: "Сейчас в большинстве регионов завершается приемка и оплата работ, которые выполнили дорожники. Коллеги из Свердловской области рассказывали, как у них обстоят дела – все практически закончено. Но далеко не везде так. В нескольких регионах освоено менее 30% выделенных средств, даже с учетом сезонных факторов. Это очень мало. Темпы нужно увеличить и разобраться, почему это произошло. Это касается Приморья, Чукотки и Крыма".


Слева направо: министр транспорта Евгений Дитрих, вице-премьер Максим Акимов, полпред президента в УрФО Николай Цуканов, премьер-министр Дмитрий Медведев, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, губернатор Курской области Роман Старовойт

Об угрозе секвестра финансирования тем, кто выбился из графика, напомнили Акимов и Дитрих. Впрочем, последний заявил, что наказывать провинившихся рублем, скорее всего, не будут. "Никто никого не будет наказывать, ну, или, по крайней мере, я не буду на этом настаивать. Я бы хотел, чтобы из этого сделали выводы те, кто не успел - перестроили свою работу таким образом, чтобы она получилась в 2020 году, доделали все. А сделано было немало: по "физике" в этом году мы вышли на 86% выполнения. Считаю, что у нас есть все возможности в этом году проект завершить с высоким качеством", - сказал он.

Между тем Дмитрий Медведев во время совещания не исключил, что порядок выделения средств регионам в рамках нацпроекта все же может быть изменен. "Системы формирования региональных дорожных фондов, не говорю, что нужно немедленно пересматривать, но обсудить этот вопрос нужно. Нет абсолютных механизмов", - уточнил премьер.

В то же время лидеров поощрят. Тем, кто вовремя завершит объем стройки и ремонта на текущий год, и успеет заключить контракты на следующий, правительство выделит средства дополнительно – на это уже заложено 16,5 миллиардов рублей.

Медведев заострил внимание на увеличении доли контрактов по принципу жизненного цикла:

То есть на весь период проектирования, строительства, эксплуатации конкретной дороги, конкретного моста, эстакады или другого объекта. Это - мировая практика, она позволяет существенно улучшить качество работ и обеспечить последующий мониторинг".

И добавил, что такой вид договора будет подталкивать подрядчиков на то, чтобы сразу выполнять работу хорошо, а не переделывать ее раз за разом. Сейчас доля таких контрактов в России всего 7%, в ближайшее время необходимо довести показатель до 10% - дал поручение Дмитрий Медведев.

10 лет на борьбу со смертью

Ключевым направлением модернизации российских дорог должна стать безопасность. Это заложено как в названии проекта, так и в самой его сути. Автомобильные артерии необходимо перестроить так, чтобы вести аварийность к нулю. Это - задача максимум, при этом долгосрочная. На форуме прозвучало, что к 2030 году смертность от ДТП в России должна быть исключена полностью. Пока к этой цели идут небольшими шагами. За 9 месяцев с начала года снизилось число автомобильных аварий со смертельным исходом на 10%. 35 регионов РФ не смогли достичь положительной статистики, а 17 и вовсе ее увеличили.

Задача государства: обеспечить идеальные дорожные развязки и качество полотна, эффективную врачебную помощь пострадавшим в ДТП. Но все это не сработает, если за рулем непутевый водитель.

Бороться с такими призваны технологии. На полях форума развернута выставка, где демонстрируются не только последние ноу-хау в укладке бетона и асфальта, но также устройства для проверки водителей.

Разработчики из Санкт-Петербурга привезли обновленные алкотестеры и впервые представили иммунохроматографы для определения наркотических веществ в крови автолюбителей. Новинками заинтересовался Дмитрий Медведев.


Демонстрация алкотестера

В ближайшее время в арсенале инспекторов ГАИ появятся усовершенствованные индикаторы алкоголя в крови. Преимуществ новой разработки несколько: она способна документировать весь процесс теста, исключает вариант подлога анализа, а главное – информация оперативно попадает на центральный сервер для сбора статистики. До этого процесс не был автоматизирован – данные снимались вручную. Наркотестер по незначительному количеству слюны способен выявить запрещенные препараты в крови человека, он рассчитан на большинство существующих групп наркотиков.


Демонстрация наркотестера

Другая техническая новинка – очки дополненной реальности. Выглядят как из фильмов про будущее. Сотруднику ГИБДД достаточно надеть их и посмотреть на человека, как он обретет "сверхсбособности". "Он видит не то, что показывает камера очков, а результат ее интеллектуального труда, то есть распознанные лица или номера. В поле зрения персонального регистратора попадает лицо, если оно находится в базе, очки дополненной реальности выдают досье на него, и мы понимаем, является ли он нарушителем. Можно также проверять и номера, чтобы понять, не в угоне ли машина и так далее", - объяснил принцип функционирования чудо-очков представитель компании-изобретателя Андрей Прудников.


Андрей Прудников сам примерил очки дополненной реальности

На "дорожную революцию" отведено еще 4 года. Далее обсуждать схемы повышения безопасности дорожного движения решено с участием Минздрава. Такое распоряжение дал Дмитрий Медведев. Помогут ли губернаторам медики?

Дарья СКОРЫХ