Дышите в Екатеринбурге санпинами

На фоне манипуляций с зеленью.

Екатеринбуржцы в режиме нон-стоп жалуются на то, что в городе нечем дышать. Промышленные предприятия, обилие транспорта и некачественная уборка улиц приводят к длинному списку серьезных заболеваний: онкология и бронхиальная астма, артериальная гипертония и ишемическая болезнь сердца, почечная недостаточность и аллергия.

Футбольная потеря

Ситуация усугубляется каждую весну - снег сходит, и подсохшая грязь клубами поднимается в воздух.

"По Мамина-Сибиряка рядом с зоопарком промчалась машина. В воздух поднялось облако пыли, словно это не центр современного города, а высушенная полугодовой засухой степь. Позорище несусветное. И удар по нашему здоровью колоссальный (и по здоровью подневольных животных зоопарка - их хоть бы не мучали)", - написал известный в Екатеринбурге общественник Дмитрий Москвин в Facebook (орфография и пунктуация сохранены, здесь и далее - прим. ред.).

При этом стук топора и звук бензопилы доносятся отовсюду. Зеленых насаждений становится все меньше – вырубки идут практически во всех парках и скверах города. Кроме того, активно вырубаются зеленые полосы вдоль улиц и дорог, а также деревья, растущие во дворах.

Одна из самых последних громких историй – вырубка деревьев на пешеходном участке улицы Вайнера. Широкий общественный резонанс получила и планируемая вырубка 230 вековых сосен в парке Зеленая роща в рамках проекта его реконструкции. Под топор также планируется пустить сквер рядом с Театром драмы – там появится храм святой Екатерины.

Впечатляет и "цена" прошедшего летом 2018 года в Екатеринбурге Чемпионата мира по футболу. Площадь уничтоженной зеленой зоны в ходе реконструкции прилегающей к Центральному стадиону территории - более 2,5 гектаров. Зеленых насаждений лишились улицы Ленина, Репина и ВИЗ-бульвар. Всего – порядка 2 630 деревьев и 7 740 кустарников.

Зеленая цифирь

Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский в начале этой весны поспешил заявить – город чистый и указал на свои блестящие ботинки. Город зеленый – подхватывают его подчиненные.

Как сообщили "Уралинформбюро" в комитете благоустройства мэрии, в соответствии со СНиП площадь озелененных территорий общего пользования – парков, скверов, садов, бульваров в пересчете на одного жителя крупного города должна составлять не менее 10 квадратных метров на человека. А в Екатеринбурге "зеленая" площадь составляет 2 493 гектара, что в пересчете на одного жителя - 16,6. Ликуйте, горожане, а не возмущайтесь!

Всего на территории Екатеринбурга, отмечают чиновники, расположено 196 объектов зеленого хозяйства: 31 парк, 132 сквера, 30 бульваров и 3 сада.

"Стратегия развития зеленых зон на территории Екатеринбурга предусматривает в период до 2025 года увеличение площади зеленого фонда на 19,5 гектаров за счет реконструкции и благоустройства набережной реки Исеть и на 90 гектаров за счет благоустройства озеленения районов "Академический и "Солнечный", - следует из ответа чиновников. Это плюс 4,3% к нынешнему "зеленому поясу".

:


Объемы работ по посадке зеленых насаждений в Екатеринбурге за 2016-2018 годы (по материалам мэрии)

В комитете благоустройства настаивают, что вопросу реконструкции зеленых насаждений уделяется особое внимание. Каждое подлежащее замене дерево обследуется комиссией, и только после этого принимается решение о его сносе. "Зеленые насаждения являются биологическими объектами и без своевременной замены старовозрастных, фаутных деревьев и кустарников сохранить озеленение объекта зеленого хозяйства в надлежащем виде не представляется возможным", - резюмируют в ведомстве.

Делим квадраты на реальность

В интернете без труда можно найти фотографии, каким зеленым был Екатеринбург еще 15-20 назад. Нынешние снимки с высоты демонстрируют иную картину – каменные сооружения и бетонные "проплешины".


Прибрежные ивы по берегу Исети пустили под топор ради благоустройства

"Можно, конечно, хвастаться активным строительством, но города, в которых нечем дышать, сложно назвать развивающимися. Скорее это уход в тупик, - настаивает градостроитель Марина Сахарова. - В Екатеринбурге ведется какая-то борьба с последствиями, тогда как причины остаются. Ведь нет такой программы по сохранению зеленых насаждений, чтобы было однозначно ясно – больше мы не рубим ни одного дерева, и так дышать нечем".

По словам соорганизатора сообщества "Парки и скверы Екатеринбурга" Анны Балтиной, реальной картины по выполнению норм озеленения в Екатеринбурге сегодня нет, поскольку нужных исследований не проводилось уже давно.

"Известная практика - считать норматив с кольцом лесопарков. Это в корне неправильно. Необходимо учитывать радиус доступности до зеленых зон по благоустроенным тротуарам. То есть горожане должны выйти из своей квартиры, пройти по тротуарам не более 400 метров и оказаться в сквере. А тут вам предлагают садиться в транспорт и ехать в какой-то из лесопарков, не всегда благоустроенный. Конечно, можно притягивать за уши те или иные нормативы и говорить о том, что у нас есть так называемое кольцо лесопарков. Но по факту это - очередная манипуляция", - рассказала она "Уралинформбюро".

По словам общественницы, реальные цифры существенно отличаются от "бумажных": средний показатель обеспеченности зелеными насаждениями в мегаполисе составляет 5,2 квадратных метра на человека при норме 10 "квадратов".

"Норме соответствует только Октябрьский район города – 11,3 квадратных метра на человека. Самые низкие показатели у Верх-Исетского района - 2,1 "квадрата", Кировского - 3,7 и Ленинского - 3,5. Множество территорий не имеют прямого доступа к зелени в радиусе 400 метров, локальное озеленение отсутствует. В центральном "утюге" сложилась катастрофическая ситуации - на одного жителя приходится 0,6-0,7 метра зелени", - подчеркивает Анна Балтина.

Три слона под деревом

Захват парков и скверов под застройку, некачественное и слишком быстрое благоустройство и непрофессиональная обрезка деревьев и кустарников – три главных, по мнению экспертов, угрозы для деревьев в городе.


Все тополя в городе проходят через процедуру обрезки. Не всегда она проводится грамотно

"В последнее время при слове "благоустройство" меня охватывает ужас. Сначала вымостили сквер А.Попова гранитной плиткой так, что она ходит ходуном и ломается. И никто не переделывает. Фонтан в сквере стал опасным для жизни. Потом Зеленая роща с планируемыми под вырубку вековыми соснами. Про сквер у драмтеатра вообще молчу. Теперь сквер за оперным театром", - написал депутат гордумы Екатеринбурга Константин Киселев на своей странице в Facebook.

Общественники и экологи обращают внимание на то, что зеленые зоны все чаще отдаются под застройку. При этом статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) защиту сегодня не гарантирует.

"Перевести землю из одной категории в другую, как мы увидели на примере сквера у Театра драмы, очень легко. Проводится серия манипуляций и готово. Как результат, с 2004-го по 2013 год 316,22 гектаров особо охраняемых зеленых территорий лишились этого статуса", - говорит Анна Балтина.

Отдельная проблема - это обрезка деревьев в Екатеринбурге. Зеленые насаждения чаще всего "облагораживают" так, что остаются одни торчащие стволы.

"Аукционы, проводимые горадминистрацией на выполнение таких работ, губительны. Победу в них одерживают подрядчики, предложившие наименьшую цену. Как результат, обрезку деревьев осуществляют непрофессионалы. Из года в год горожане наблюдают варварское кронирование и вырубку без замены. Деревья обрезают "под пень", в результате чего они не успевают набрать нужную фитомассу, а многие просто не восстанавливаются и погибают. Бюджетные деньги тратятся впустую", - подчеркивает общественница.


Срубленное дерево в пешеходной зоне улицы Вайнера. Фото: Елена Иванова/Facebook

Подобное, по ее словам, происходит в сквере рядом с Театром оперы и балета, где работают гастарбайтеры, "не отличающие вяза от тополя". "Там просто по-тупому обрезают деревья – естественно, от деревьев остаются одни столбы", - говорит собеседница агентства.

Может быть кто-то из горожан видел других обрезчиков? Вряд ли. Сплошь и рядом деревья кромсают жители Средней Азии.

По мнению Балтиной, спасением могло бы стать сотрудничество властей, горожан и экспертов, а полезным механизмом - карта деревьев, отражающая реальную ситуацию в городе.

"Глядя в эту карту, сразу бы становилось ясно, в каком из районов наблюдается дефицит зеленых насаждений. Также нужен диалог между экспертным сообществом и жителями города. Специалисты относятся к зеленым насаждениям как к рабочему материалу, а горожане - иначе. Для них это - память, места для прогулок, положительные эмоции. Они в разных плоскостях находятся. Для того, чтобы сгладить это непонимание, и нужен диалог", - уверена Анна.

Пока же, по ее словам, говорить о карте деревьев рано, потому что в Екатеринбурге "идет непонятная перепалка между горожанами и администрацией".

"Жители говорят: "Нам не нравится происходящее, мы так жить не хотим, мы устали от этих столбов, а администрация заявляет: "Да все нормально", и выстраивать диалог отказывается", - заключает Анна Балтина.

Бой за зеленое жизненное пространство в Екатеринбурге набирает силу. На карту слишком много поставлено. Вопрос к мэру в чистых ботинках – скажите, Высокинский, а вы тоже, как и Ройзман до вас, считаете, что грязь не на улицах, а в душах горожан, которым не нужны "зеленые легкие"?

Кристина ШАБУНИНА

Актуальное