Из Кургана в один конец

Безвозвратно.

В 2018 году Курганская область перестала быть местом регистрации более 36 тысяч человек. Реальная цифра "сбежавших" из региона, вероятно, выше. Склонность зауральцев к перемене мест объясняется тем, что нет смысла жить в безлюдной местности.

Кадры уходят все

"Кадровая" тема – одна из самых сложных для региона. Нехватка специалистов тянет за собой целый шлейф проблем. Недостаток инвесторов, потеря молодого активного населения.

"В Зауралье есть вуз (Курганский государственный университет – прим. ред.), который готовит относительно широкий спектр разных специалистов, но проблема заключается в том, что внутри региона они не получают должных возможностей для самореализации. Поэтому выпускники через пару лет после выпуска отчаиваются и пытаются найти свое "счастье" в других регионах", – рассказал "Уралинформбюро" курганский блогер Илья Винштейн.

Свердловскстат, учитывающий и Курганскую область, сообщает, что на 1 января 2019 года в регионе проживало около 834 тысячи человек. Всего 20 лет назад зауральцев было на 200 тысяч больше.

Сейчас область входит в десятку худших регионов для жизни (по данным РИА Рейтинг).

"Курганская область на протяжении длительного времени была подвержена воздействию извне. Иногородние перекупали заводы, все деньги уходили, регион стал нищим. Люди бегут, статистика показывает одни цифры, но многие здесь просто числятся. Зарплаты маленькие, тарифы бешеные, работы нет. Мы видим, что врио губернатора (Вадим Шумков – прим. ред.) пытается что-то сделать, но ему очень тяжело. Даже с финансовой помощью со стороны федерального центра будет тяжело", – говорит общественник Александр Андрюков.

Прибывший в 2018 году из соседней зажиточной Тюмени Шумков проблему кадров поднял практически сразу. По его мнению, решение заключается в создании новых предприятий и увеличении загрузки действующих. Но как реализовать этот план, если специалистов катастрофически не хватает? В одной из своих публикаций заведующий кафедрой философии Курганского государственного университета Борис Шалютин отмечает, что без "преодоления отставания в уровне интеллектуального потенциала области не будет никаких прорывов ни в привлечении бизнеса и через него инвестиций, ни в обеспечении серьезной государственной поддержки и бюджетных вливаний". Проще говоря, пока в регионе не начнут массово генерировать специалистов, никакие новые предприятия не помогут.

"Пропорция нехватки кадров в разных сферах немного отличается, но она касается всех основных направлений: и по инженерам, и по сельскому хозяйству, и по естественным наукам, и по социогуманитарным. Промышленники бьют в колокола уже давным-давно. Они жалуются по поводу недостаточного количества специалистов, очень низкого качества инженерного образования. Потенциал развития, за счет которого двигаются наиболее успешные субъекты федерации, у нас просто отсутствует", – подчеркивает Шалютин.

Замкнутый круг

В Зауралье находятся три вуза – государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева, Курганский государственный университет и Шадринский государственный педагогический университет. Есть еще филиалы нескольких учебных заведений из других регионов России.

"Мы живем в эпоху, когда весь прогресс базируется на знаниях. Движущей силой являются те люди, которые наиболее образованы. В этом смысле, если мы посмотрим на Курганскую область, то в силу ряда особенностей ее истории, ситуация достаточно печальная, что и является главной причиной системного отставания, – констатирует Шалютин. – У нас одно из последних мест по доле граждан, имеющих высшее образование, у нас в два примерно раза меньше людей, получающих его по очной форме, чем в сходных с Курганской областью субъектах по размеру. И это отставание мы не преодолеваем – мы его усугубляем".

В своих публикациях профессор сравнивает Зауралье с аналогичными по численности населения (от 700 тысяч до 1 миллиона человек) регионами страны. Он подсчитал, что от среднего для университетов этих регионов уровня высококачественная научная продукция в КГУ составляет по математике 20,4%, по естественно-научному блоку – 24,9%, по социогуманитарному блоку – 26%. Кроме того, среднее для этой группы регионов количество студентов-очников высших учебных заведений в 2017 году составляло 11 541 человек. А в Зауралье …. 6 464.

Получившая дипломы молодежь задумывается – уехать или остаться? И смотрит в зарплатные ведомости.

Средний размер заработной платы в регионе едва превышает 27 тысяч рублей.

"Те, кто остался, не получают должной поддержки на местном уровне. Точнее, создается видимость этой поддержки, но она очень нестабильна. Сегодня льготы есть, а завтра их нет. Сегодня премия есть, а завтра ее урезали. Подобная нестабильность еще сильнее вгоняет регион в кадровую депрессию. Возникает замкнутый круг, который разорвать очень сложно. Не думаю, что в ближайшие пару лет что-то резко изменится. Процесс движется по инерции, здесь уже никакие силы не способны сломить тот тренд, который выстраивался последние 5-10 лет", – отмечает Илья Винштейн.

Смертельный вирус

Вот с кем хорошо в Зауралье – так это с педагогами. Дефицита практически нет.

"Педагогика – единственная область, где у нас по статистическим показателям более-менее нормально, даже выше среднего. Есть, конечно, специальности, по которым имеется дефицит, но кризиса нет", – подчеркивает Борис Шалютин.

А вот в здравоохранении – инсульт, паралич, кома. Обеспеченность Курганской области медицинскими кадрами является самой низкой по стране! Где-то в 1,5 раза ниже общероссийского уровня. Несмотря на постоянные заверения, что вот-вот врачи поедут в регион, зауральцы продолжают жаловаться на то, что к узкому специалисту практически не попасть.

Бывший сотрудник Курганской областной клинической больницы Дмитрий уже покинул родной регион. По его словам, больнице катастрофически не хватало работников, зарплаты маленькие.

"По врачам – это катастрофа, у нас их просто совсем не готовят. На скорой помощи фельдшеры работают вместо врачей, на позициях участковых зачастую также находятся фельдшеры. Пока не будет выстроена какая-то подготовка врачей на территории самой области, эта проблема вообще не решится", – прогнозирует Борис Шалютин.

И, кстати, в 2018 году число умерших в Зауралье превысило число родившихся в 1,5 раза! Смертность продолжает расти, а количество врачей сокращается. Если в 2010 году в Курганской области числилось 2 700 тысячи врачей, то сейчас их (без учета внешних совместителей) около 1 900.

"Департамент здравоохранения не совсем действенно работает. Если бы они приняли меры для того, чтобы привлекать молодых специалистов, я думаю, что-то бы наладилось", – отмечает Александр Андрюков.

Вроде бы власти и стараются "захомутать" медиков. Им предлагаются "подъемные", ведомственное жилье, разные льготы. Но приманка не срабатывает. Какой резон возвращаться зауральцам, обучающимся в вузах за пределами родного региона? Лечить других от вируса миграции, прежде всего поставив прививку самим себе?

Массовое бегство профессионалов из Зауралья началось два десятка лет назад. Нищенские зарплаты, хромоногая социальная инфраструктура, проблемы с жильем выпихнули их прежде всего из Кургана и Шадринска на тюменский север. В Ханты-Мансийске был курганский "табор". Судя по всему, теперь он ушел в Санкт-Петербург. В Курган приезжает погостить летом – природа хорошая, продукты вкусные.

Но главному претенденту на губернаторский пост Вадиму Шумкову нужны не "дачники", а труженики на постоянной основе. Штучно их, конечно, можно привезти из соседних регионов, но массового притока ждать бесполезно. Нет ни идей, ни инвестиций. И даже нынешнее послание президента не заставит течь воду под лежачий камень.

Артем ПЕТРОВ