Боитесь взрывов? Стройте бункер. Или следуйте нормативам
Эксперты "Уралинформбюро" встали на защиту строительных стандартов.
Трагические события в Магнитогорске и Шахтах поневоле заставили задуматься: а все ли ладно в российском строительном "королевстве"? Соответствуют ли современным требованиям существующие нормативы возведения многоквартирного жилья — раз это жилье рушится, словно карточный домик, в результате аварий бытового газа?
Сомнения в безукоризненности действующих нормативов подогрела и недавняя информация, просочившаяся из федерального Минстроя и озвученная изданием "РИА Недвижимость": якобы в ведомстве задумались о необходимости внесения изменений в стандарты и своды строительных правил.
Трагедия в Магнитогорске заставила строительных чиновников задуматься о "годности" существующих нормативов. Фото: пресс-служба ГУ МЧС РФ по Челябинской области
Ранее министр Владимир Якушев в ходе визита в Екатеринбург, где он участвовал в высотном форуме 100+Forum Russia, заявил: "Еще когда я работал губернатором (Тюменской области – прим. ред.), я не раз сталкивался с ситуацией, когда мы были готовы пригласить хорошую иностранную компанию для проектирования, а она не могла приступить к работе, потому что наши стандарты не совпадают с международными". Корреспондент "Уралинформбюро" решил разобраться, что с этими нормативами и стандартами не так — и самое главное, в какую сторону их следует менять.
Антивзрывная стена сделает стройку "золотой"?
Практически все эксперты, с которыми удалось поговорить на эту тему, оказались единодушны во мнении: со стандартами и нормами "всё так", просто их необходимо исполнять.
"Есть такой термин, как "задание на проектирование". Это задание составляет заказчик. Естественно, он будет прописывать там нормальные нагрузки: снеговую, ветровую, сейсмическую и так далее в зависимости от региона, и уж никак не пропишет особые — к которым, например, относится и нагрузка от взрыва. Но если законодательно обязать застройщика при проектировании домов с газовыми плитами предусмотреть такие нагрузки, то проектировщики заложат конструктив с необходимым запасом прочности. Понятно, что это приведет к значительному удорожанию", — пояснил источник "Уралинформбюро" в Ассоциации строителей Урала (АСУ), согласившийся прокомментировать ситуацию на условиях анонимности.
По мнению представителя АСУ, обезопасить жилой дом (даже панельный, наиболее уязвимый перед взрывной волной) от "газовых" разрушений несложно - надо просто запроектировать в таких домах газоанализаторы. Они будут автоматически отключать газ в случае утечки.
"Такие приборы, оборудованные электроприводом во взрывогазобезопасном исполнении, стоят копейки в сравнении с конструктивом", — считает эксперт. Следует отметить, что этот "глас народа" был услышал депутатами Госдумы: на днях на рассмотрение депутатов внесен законопроект, обязывающий застройщиков оборудовать новостройки исключительно газовыми плитами с системой "газ-контроль".
Не суйте в вентилятор что попало
С собеседником "Уралинформбюро" солидарен преподаватель кафедры промышленного, гражданского строительства и экспертизы недвижимости Строительного института УрФУ Константин Бернгардт.
"На мой взгляд, нормы - актуальные, адекватные, менять их не нужно, нужно просто соблюдать. Взрывы газа в жилых домах происходят из-за нарушения норм эксплуатации газового оборудования. Возможно, причина взрыва в Магнитогорске – в плохой вентиляции и неправильной работе оборудования. Необходимо не реже, чем раз в год (или полгода, я могу ошибаться) проводить проверку приборов, оборудования, дымоходов, не допускать самовольной установки оборудования. У нас был случай, когда в Невьянске в многоквартирном доме, не приспособленном для этого, самовольно ставили газовые отопительные котлы и выводили их в обычную общеобменную вентиляцию", — рассказал эксперт.
Нередко опасность для жильцов таится в неверно подключенном газовом оборудовании
Столь же скептически Константин Бернгардт отнесся к словам о фатальном несоответствии российских и международных стандартов проектирования.
"Стандарты у нас и за рубежом примерно одинаковые. Есть, конечно, отличия, но они не кардинальные. Если взять применительно к опалубке, то у нас и у них при расчете норм получаются цифры примерно одного порядка. Возможно, министр Якушев имел в виду различия в градостроительном проектировании или зонировании. А своды правил и так регулярно обновляются — раз в пять лет, согласно требованиям федерального закона 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", — заверил он.
По словам Бернгардта, катастрофические разрушения дома в Магнитогорске также могли быть вызваны "панельным фактором" — когда взрыв выносит несущую стену, а остальные стены рушатся по принципу "карточного домика". Но это вовсе не говорит о том, что нормативы и стандарты устарели.
"Существующие нормативы предусматривают строительство зданий повышенного уровня ответственности, рассчитанные в том числе на защиту от аварийных ситуаций. Но это - здания атомных станций, аэродромов. Повышенная взрывоустойчивость закладывается в их проекты. Конечно, можно строить вместо жилых домов железобетонные бункеры и жить в них. Это некомфортно, это дорого, зато такие строения неуязвимы перед взрывами. А можно пойти по другому пути: проектировать в домах "сбрасываемые" конструкции, делать, условно говоря, стеклянные фасады", — пояснил представитель УрФУ.
О бедной "панельке" замолвите слово
Начальник архитектурного отдела института "УралНИИпроект" Андрей Кощеев тоже напомнил о том, что самовольная перепланировка с ненормативным использованием систем вентиляции легко может стать причиной трагического ЧП.
"В настоящее время невозможно просчитать и обеспечить надежность и долговечность здания от техногенного воздействия и других экстремальных факторов. Практика катастроф, подобных тому, что произошло в Магнитогорске, показывает, что виной всему, как правило, человеческий фактор. Часто жильцы используют газовые плиты для обогрева помещений или в нарушение действующих регламентов производят ремонт с помощью баллонов со сжиженным газом. Хранят их дома, что категорически запрещено, безграмотно используют вытяжки, подключая их к вентиляционному каналу, что при выключенном вентиляторе приводит к нулевому воздухообмену в помещении", — отметил он.
При этом Кощеев посоветовал не винить во всем панельную конструкцию пострадавшего в Магнитогорске дома, а заодно не идеализировать "кирпич" и "монолит".
Панельные дома составляют 60% жилфонда в городах России
"Средний период эксплуатации панельных и блочных домов составляет порядка 50-70 лет в зависимости от года постройки, кирпичных — свыше 100 лет, монолитных — в среднем 150 лет. Но жилой фонд сегодня на 60% состоит из газифицированных панельных домов. Новостройки — в основном высотные дома, где газ не используется. Надо учесть, что панельные дома строились как недорогое бюджетное жилье и оборудовались самой простой техникой, в том числе и газовой. Многие из этих приборов работают по сей день, а ведь им уже по 30-40 лет", — пояснил представитель "УралНИИпроекта".
Андрей Кощеев солидарен с коллегой из УрФУ: в проекты новостроек нужно закладывать именно "легкосбрасываемые" конструкции (в том числе и окна). Так, деревянные окна не способны выстоять во время взрыва, они легко вылетают.
Также, по мнению эксперта, имеет смысл прописать в свод правил и нормативов сокращение этажности газифицированных зданий (сейчас их высота может достигать 12 этажей) и установку в квартирах только газовых плит, снабженных системой газ-контроля.
Стоит напомнить, что ранее федеральный Минстрой ввел требование о снабжении новых домов легковышибаемыми при взрыве стеклопакетами в новый свод строительных правил. А вот с тотальным оснащением новостроек системами "газ-контроля" не все так очевидно. Похоже, "революция" в нормативном деле, заявленная на федеральном уровне, в итоге новым типом окон и ограничится.
Евгений СУСОРОВ