Мусорный пирог федерального масштаба

На всех делить не будут.

В России появится единый мусорный оператор. 14 января президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании в стране публично-правовой компании (ППК) "Российский экологический оператор", которая получит широкие регуляторные и финансово-экономические полномочия.

Федеральные власти обещают, что госоператор наведет долгожданный порядок в мусорном вопросе. В отсутствии единого ответственного центра и заключался корень всех связанных с реализацией реформы бед, настаивают в Кремле.

Эксперты, в свою очередь, весьма осторожно комментируют появление ППК. Если одни называют этот ход верным шагом, призванным структурировать мусорную отрасль, то другие говорят об очередном переделе отрасли управления отходами в пользу федерального монополиста, передает "Уралинформбюро".

Головной офис Российского экологического оператора будет находиться в Москве. Функции и полномочия учредителя компании закрепляются за Минприроды. Федеральный оператор будет участвовать в разработке и реализации госпрограмм и проектов в сфере обращения с отходами, соглашений между субъектами РФ по их транспортировке. В полномочия ППК войдет экспертная оценка территориальных схем регионов и анализ их реализации. Компания должна будет стимулировать увеличение объема мусора, отправляемого на переработку, и следить за снижением захораниваемых отходов.


Госоператор будет следить за переработкой мусора

В числе других полномочий госоператора – возможность строить объекты для сортировки, переработки и захоронения отходов, покупать земельные участки и необходимое оборудование. Также ППК сможет быть участником концессионных соглашений, приобретать без ограничений доли в уставных капиталах отраслевых организаций и проектных компаний.

Важно, что экологический оператор будет организовывать всю цепочку по обращению с отходами в тех регионах, где регоператор не выбран или же прекратил существование. И наконец, за ППК закрепляются образовательные и просветительские функции. Компания будет проводить информационно-разъяснительные программы, а также получит полномочия по составлению и ведению единой общероссийской схемы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Наблюдатели прогнозируют, что федеральный оператор станет самым крупным игроком на рынке ТКО в стране и постепенно вытеснит большинство регоператоров, у которых не получится в ближайшие годы укрупниться за счет приобретения более мелких компаний.

Высшим органом управления Российского экологического оператора станет наблюдательный совет, в состав которого войдут вице-премьер Антон Силуанов, глава Минприроды Дмитрий Кобылкин, министр строительства Владимир Якушев и глава Минпромторга Денис Мантуров.

Кто станет мусорным "королем", пока не сообщается. Как пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в правительстве, с высокой вероятностью госкомпанию возглавит бизнесмен из Воронежа Вадим Ишутин, который считается одним из ближайших соратников профильного заместителя министра природы Владимира Логинова. "Вадим Ишутин - очевидный, если не единственный кандидат на этот пост. Оператор - прямая "епархия" и детище Владимира Логинова, а Ишутин - полностью доверенный ему человек", - сказал собеседник издания в Минприроды.


Имя мусорного "короля" пока не называется

По словам председателя комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Альбины Дударевой, появление федерального оператора обусловлено отсутствием регулирования отрасли обращения с отходами. Однако первоначально инициатива предполагала только регулирование и координацию, а не покупку частных компаний и освоение бюджетных средств. Кроме того, Дударева настаивает на открытых выборах главы госкомпании, поскольку в этом вопросе, по ее словам, важно не только доверие, но и "компетенции".

Любовь Меланевская из промышленной ассоциации "РусПЭК" в интервью "Коммерсанту" заявила, что не видит необходимости в создании ППК. Она выразила надежду, что появление госоператора не повлияет на приоритет самостоятельного управления отходами бизнесом. Источник издания в Минэкономики РФ скептически отозвался о появлении новой структуры. "Когда возникает проблема, всегда пытаются ее решить созданием нового ведомства. Нет веры в то, что квазирегулятор сможет все координировать", - сказал он, подчеркнув, что логика реализуемой в России мусорной реформы предполагает не создание рынка и развитие частного бизнеса, а появление госмонополиста, который и будет пожинать плоды.

Эксперты "Уралинформбюро" с осторожностью комментируют появление федерального оператора, объясняя свою позицию "отсутствием конкретики". "Надо сначала понять, что это за "зверь" такой – просто надстройка над регоператорами или структура с реальными полномочиями, предполагающими полное изменение правил игры", - сказал агентству депутат Госдумы Дмитрий Ионин.

Директор ЕМУП "Спецавтобаза" (региональный оператор по обращению с ТКО в Свердловской области) Григорий Вихарев назвал создание федерального оператора верным решением. "Полагаю, что единственно правильное сейчас – это структурирование отрасли, чтобы осуществлять федеральные функции контроля в данном направлении максимально качественно. Правительство сможет отслеживать ситуацию и вывести отрасль на принципиально новый уровень", - заявил Вихарев.

Председатель правления МОРО "Союз работодателей ЖКХ" Сергей Полыганов охарактеризовал решение президента как "очень своевременное и нужное". "По мусорной теме поднялась определенная негативная волна. Мы получили ее сначала в Подмосковье, затем - в других регионах, вплоть до того, что люди начали отказываться платить за мусор. Понимая все трудности по введению дополнительных платежей, президент и принял такое решение", - сказал Полыганов в беседе с корреспондентом "Уралинформбюро".

По словам собеседника агентства, эффективность работы госоператора будет зависеть от того, кто будет им руководить и насколько оперативно компания начнет работать с территориями. "Напомню, что основной целью закона "Об отходах производства и потребления" была рекультивация мусора. Я спрашиваю регоператоров Свердловской области: "За что вы будете собирать деньги на территории региона?" В ответ – тишина. А за что мы тогда платить будем? На территории Среднего Урала за год будет собрано 800 миллионов рублей. Дополнительно! Куда их денут региональные операторы – по карманам рассуют или потратят на что-нибудь полезное?" - задал резонный вопрос Сергей Полыганов.

Эксперт не разделяет скепсиса по поводу появления федерального монополиста и передачи ему региональных полномочий. "Ну, не будет у нашего региона таких полномочий, и что? От этого хуже будет жителям? Давайте будем говорить не об амбициях чиновников, которые хотели приобрести дополнительные права, а о том, что лучше для жителей. На мой взгляд, для них лучше, когда с них берут меньше денег. За что моя многодетная семья должна платить больше? Сначала постройте заводы, создайте возможности для рекультивации мусора, а потом уже берите деньги. На мой взгляд, госоператор станет некой "пугалкой" для региональных операторов, заставит их работать качественнее и не нарушать права жителей", - заключил Полыганов.

Член регионального штаба ОНФ в Челябинской области Виталий Вороной разделяет мнение о том, что ключевой момент – это личность руководителя ППК. "Надо кого-то адекватного ставить, человека, морально заинтересованного в наведении порядка в России. Тогда эта структура будет работать.

Должен быть строгий контроль. Два предупреждения – сняли. Как во Владимирской области? Уже трех регоператоров поменяли. Не справляются – до свидания!" - заявил Вороной.

По его оценке, решить мусорные проблемы в российских регионах не сложно, а "тяжелая поступь" реформы объясняется "ложью, которая льется со всех сторон". "Чиновники и их приближенные врут в глаза и никакой ответственности за это не несут. Пока такие деятели, покрываемые государственной властью, будут работать в регионах, ничего не получится. Так что говорить о перспективах госоператора пока бесполезно - любой законодательный акт у нас могут перевернуть просто на раз", - заключил собеседник "Уралинформбюро".

Политолог Михаил Коробельников продолжил мысль экспертов, подчеркнув, что эффективность работы новой структыры зависит не от самой идеи, а от того, как она будет реализована. "Я считаю, что экологическая проблема должна стоять во главе деятельности любого государства. Это глобальная проблема, и решить ее частным компаниям невозможно. Идею введения жесткого государственного контроля за сбором и переработкой ТКО я считаю правильной. Вопрос не в том, будет федеральная структура или нет, а в том, насколько эффективно она будет проводить политику по утилизации отходов, насколько качественно и быстро будут ликвидированы несанкционированные свалки и сколько будут платить люди за мусор. Вот что самое главное. Посмотрим, увенчается ли эта попытка успехом", - отметил Коробельников.

Говорить о дивидендах, которые получит госоператор, пока рано. По мнению наблюдателей, первая команда управленцев, которая приступит к работе, пойдет, что называется, "в расход", поскольку будет заниматься "бумажной" работой - созданием нормативной базы и заключением соглашений с субъектами РФ и федеральными ведомствами. А вот управленческая команда "второй волны", которая приступит к работе в 2020 году, получит уже реальные рычаги управления процессами и финансовыми потоками.

Кристина ШАБУНИНА

Еще в сюжете: Ветер мусорной реформы