90% - платят родители: в минобразе посчитали траты на школьные обеды и ужаснулись
В свердловской ОП разбирались с детским питанием.
Система организации детского питания в школах вновь оказалась на острие скандалов и расследований. Обилие в столовых фальсификата, выявленного Роспотребнадзором, и рост числа отравлений детей давно вызывают тревогу и у родителей, и у органов общественного контроля, и у правоохранителей.
Между тем, данные министерства образования Свердловской области, обнародованные на заседании Общественной палаты Свердловской области 14 ноября, говорят о том, что оборот рынка детского питания в регионе в 2018 году достигнет 18 миллиардов рублей (!).
Для сравнения: это в два раза больше, чем бюджет Нижнего Тагила, второго по величине города на Среднем Урале. При этом государственные вложения в обеспечение детского питания составляют лишь 2 миллиарда рублей.
Остальные 16 миллиардов пищевые операторы вытягивают из родительских карманов.
"В Свердловской области сейчас 2 700 образовательных организаций, 285 тысяч школьников и 245 тысяч дошкольников. Из областного бюджета на питание выделяются средства лишь определенным категориям детей – учащимся младших классов, детям из малообеспеченных семей, сиротам, инвалидам. Сумма составляет 2 миллиарда рублей. Но лакомым кусочком для операторов являются не столько эти средства, сколько родительские. Почти 90% организаторы детского питания возьмут из семейных бюджетов уральцев", - пояснил "Уралинформбюро" министр образования Свердловской области Юрий Биктуганов.
По данным администрации Екатеринбурга, на сегодняшний день на городском рынке операторов детского питания представлены в основном старые игроки – это муниципальные предприятия "Комбинат школьного питания", "Столовая №41", "Школьно-базовая столовая "Золушка", "Школьно-базовая столовая №11", а также ООО "Аппетит" и ООО "Комбинат питания "Школьный-базовый". По неофициальным данным на их долю приходится 75% рынка, по официальным – только половина. Остальной сегмент осваивают "частники", которым удалось получить контракт на условиях аутсорсинга.
Поменять оператора питания образовательному учреждению чрезвычайно сложно. По закону школы и детсады осуществляют закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием. К исполнению контракта может быть допущено лишь предприятие, имеющее опыт работы в этой сфере.
Поэтому даже такие компании, как "прославившаяся" несколькими вопиющими случаями отравления детей "Золушка", продолжают кормить школьников. Заменить такие предприятия, пока не закончился контракт, как оказалось, почти невозможно.
А если присутствует незаменимость - как говорится, и карты в руки. Региональные операторы питания всеми доступными средствами борются за сверхприбыль.
Так, весной 2018 года прокуратура Чкаловского района Екатеринбурга уличила ЕМУП "Комбинат школьного питания" в покупке продуктов по завышенным ценам. Наценка доходила до 923,11% (!). Подобные нарушения были выявлены в закупках для школ №№7, 75, 119, которые обслуживает МУП "Столовая №41". В среднем операторы завышают цены на закупаемые продукты в 2-2,5 раза.
И ладно бы за эти огромные деньги покупался товар действительно достойного качества, но практика показывает, что детей нередко кормят фальсификатом либо продуктами, не отвечающими требованиям санитарного законодательства.
"По данным надзорных органов количество фальсификата в школьных столовых составило 20,5%. Треть всего объема масла не соответствует заявленным показателям, по сравнению с 2016 годом зафиксирован рост на 4%. К маслу приближается также и сыр", - нарисовал тревожную картину зампредседателя Общественной палаты Свердловской области Сергей Майзель. Он твердо настаивает на том, что сложившуюся порочную практику необходимо ломать, добиваясь прозрачности.
"Нельзя давать всевозможным ЧП и ЕМУП кормить школьников. Нужно создать централизованное снабжение, как это уже сделано в ситуации с питанием детей от рождения до трех лет. Да, мы встречали такое же ужасное противодействие, когда переводили на централизованное снабжение молочные кухни. Но сейчас, наконец, прозрачна вся цепочка, начиная от производителя до потребителя – и количество кишечных инфекций у маленьких детей сведено практически к нулю", - отрезал он.
Зампредседателя также указал и на нарушение краеугольного для сложившейся ситуации Федерального закона № 44, который регулирует конкурсы по выбору операторов.
"Все торги №44-ФЗ должны сопровождаться обязательной общественной проверкой и созданием комиссии по качеству. Ни в одном случае такая комиссия не была создана, что является прямым нарушением закона. Но если бы такая комиссия и появилась, это стало бы профанацией, поскольку необходимой технической, лабораторной базой обладает только Роспотребнадзор Свердловской области", - заявил Майзель.
Общественные организации Уральского региона сходятся во мнении, что ФЗ №44 неприменим в отношении организации детского питания. Они готовят базу для выхода на федеральный уровень, чтобы добиться его отмены. А пока предлагают максимально ужесточить общественный контроль за организацией питания в образовательных учреждениях и рассмотреть возможность установки видеокамер в столовых и пищеблоках школ и детских садов.
Ольга ДРУЖИНИНА
Также по теме:
Общественная палата Екатеринбурга слушала сказки о "Золушке"
Кормили гнилью: грязный след "Золушки" еще в 6 школах Екатеринбурга
Свердловских школьников кормят с нарушениями в большинстве столовых