Отель не захотел хостелъ

В конкуренты.

Депутаты Госдумы РФ объявили войну ветряным мельницам. Защищая жильцов многоквартирных домов, парламентарии планируют выставить за порог всех временных постояльцев мини-гостиниц и хостелов. Законопроект о запрете малых средств размещения в жилых помещениях прошел первое чтение, и с приближением второго волна негодования лишь нарастает.

Парламентарии не потрудились уточнить понятие "средства временного размещения". В Жилищном кодексе эту формулировку просто планируют поставить в один ряд с промышленными предприятиями в пункте, запрещающем размещение объектов в жилых помещениях. То есть теоретически сюда попадут не только хостелы и мини-гостиницы, но и, например, частные домики в Ялте и популярные для отдыха загородные коттеджи в Екатеринбурге. Потому что помещения и там, и там – жилые.

Если опасность соседства с "промышленниками" предельно ясна, то чем не угодили временные постояльцы, догадаешься не сразу. В пояснительной записке говорится об интересах законных жильцов и их страданиях от неприятного соседства и шума. Кроме того, депутатов беспокоит судьба объектов культурного наследия, часть из которых по сей день остаются жилыми. То есть, по логике парламентариев, гости хостелов и мини-гостиниц непременно должны быть дебоширами и пьяницами, а в дома царской эпохи селят исключительно "гиппопотамов", крушащих культурное наследие.

Доля правды в этом есть, но много ли жалоб от жильцов получила главный инициатор законопроекта Галина Хованская? Гораздо чаще в депутатские комитеты поступают челобитные бизнесменов. Эксперты указывают на торчащие из законопроекта "уши" отельеров. Однако в гостиничной индустрии от этих подозрений открещиваются. "С нашей стороны точно не было лоббирования подобных историй. Я слышал, что Хованская вроде бы говорила, что это делается в интересах отелей. Но отели не очень понимают, почему это должно быть в их интересах. Это - совершенно разные сегменты рынка, гости в отелях и хостелах разные. Тут дело не только в цене, но даже в восприятии", - пояснил "Уралинформбюро" вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.

Теоретически порадоваться "кончине" хостелов могли бы владельцы мини-отелей. Но и тут нестыковка - они сами рискуют пострадать, потому что частично находятся на жилых площадях. "В том же Санкт-Петербурге очень много расселенных коммуналок, которые не переведены в разряд нежилых помещений. Там давно существуют и хостелы, и мини-отели. А то, что дом остался в статусе жилого – это особенности нашего законодательства. Перевести помещения из жилых в нежилые достаточно сложно", - подчеркивает Прасов.

По данным мэрии, в Екатеринбурге 59 добросовестных хостельеров. Как заверяют участники рынка, нелегальных хостелов просто не может быть – это стационарные объекты, они рекламируются в Интернете и всегда на виду. "Принятие законопроекта уничтожит этих предпринимателей. Это потеря рабочих мест и дохода - для бизнеса, прекращение налоговых поступлений - для бюджета", - отмечают в Сообществе владельцев малых средств размещения Екатеринбурга. Инициативная группа направила более 10 обращений в Москву, в том числе премьер-министру Дмитрию Медведеву, спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко, председателю Госдумы Сергею Нарышкину. Они уверены в разрушительной силе законопроекта, отмечая, что такая "чистка" рынку хостелов не нужна.

Кстати, власти Екатеринбурга рассчитывали на хостелы к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Часть из них уже получили необходимые свидетельства. "Сейчас сертификацию прошли порядка 15 объектов. Там, где мы были, все очень хорошо, владельцы - молодцы", - рассказала директор Уральского центра экспертизы услуг Нина Мартинсон. Получившие сертификат хостелы, по ее словам, имеют отдельный вход и не досаждают жильцам. "Вообще, я за то, чтобы хостелы располагались на первых этажах со своим входом. О переводе в нежилое помещение ничего сказать не могу, к ним таких требований не предъявляется", - резюмирует она.

Нехорошая квартира

Гуляет по рынку еще одна догадка об истинных целях законопроекта. Предприниматели, сдающие квартиры в посуточную аренду, не сомневаются, что именно их поле собираются выкосить парламентарии. На нем, к слову, есть большой нелегальный сегмент с шумными вечеринками и жалобами соседей. Но "народный гнев" скорее лишь прикрытие для планов отельеров, считают участники рынка.

"Подобные законопроекты появлялись и раньше. Депутаты в разных формулировках пытались запретить посуточную сдачу квартир. В первый раз, например, когда парламентарии были еще наивными в этом вопросе и не учитывали общественный резонанс, в мотивировочной части говорилось как раз о конкуренции с сетевыми отелями. Без сомнений и сегодня работает гостиничное лобби", - уверен директор екатеринбургской компании по бронированию посуточных квартир "Этажи" Кирилл Копылов.

По его словам, сейчас в столице Урала посуточно сдается порядка 2 000 квартир, это почти 60 000 койко-мест. "От запрета пострадают в первую очередь клиенты. Снять квартиру в два раза дешевле, чем номер в гостинице. Ежедневно в Екатеринбурге к посуточникам селятся около 4 000 человек. Умножайте на 365 дней. Это будет число реально пострадавших от запрета краткосрочной аренды. Недовольных соседей от силы 200 человек. Мы даже по своим квартирам посчитали: один недовольный сосед на 10 объектов. Эти вопросы можно решить малой кровью", - поясняет Копылов.

В качестве мнимого выхода для загнанных в угол посуточников законопроект предлагает перевод помещений в разряд нежилых. "А это из серии мышки станьте ежиками. Перевести квартиры нереально", - парирует директор "Этажей". По его логике, с принятием закона рынок посуточных квартир сначала уйдет в подполье, а через несколько лет просто вымрет вместе с хостелами и мини-гостиницами.

Возможно, отельное лобби когда-то и было. Но сейчас даже отельеры признают, что депутаты гнут линию, лишенную здравого смысла. Как знать, может нынешняя Госдума и не успеет принять антихостельный закон. А новые парламентарии покрутят пальцем у виска вслед своим предшественникам.

Илья ФОМИН