УГМК придушила Серов

Ни чистого воздуха, ни налогов в казну.

Серов – типичный промышленный моногород в 350 километрах от Екатеринбурга, с типичными экологическими проблемами: в водоемах давно нельзя купаться, почва и воздух отравлены. Растет заболеваемость онкологией, особенно раком легких. По данным местного отдела управления Роспотребнадзора, в 2015 году в городскую атмосферу попало 74,5 тысячи тонн токсичной пыли и газов. В выбросах преобладают диоксид серы, окись углерода и оксид азота.

Ферросплавное производство и угольная электростанция окуривают дымом 98 000 серовчан с севера и востока. На юге обосновался Надеждинский металлургический завод (НМЗ, ранее Метзавод имени Серова) – крупнейший работодатель и главный источник выбросов. В марте текущего года он отметил 120-й день рождения.

От коптящих мартеновских печей завод-ветеран отказался девять лет назад. Шаг необходимый, но недостаточный. Материнская компания УГМК тогда объявила модернизацию серовской "дочки". В 2012 году "медники" заключили с правительством Свердловской области соглашение о взаимодействии в сфере охраны окружающей среды. Тот же год принес Серову 38-е место в сотне самых грязных городов России.

По условиям соглашения, в 2014-м метзавод должен был снизить количество выбросов диоксида серы - наиболее опасного вещества из своего "букета" - с 18,7 до 8,4 тысячи тонн. Ради этого в агломерационном цехе запланировали построить комплекс рукавных фильтров-пылеуловителей, установить польскую серогазоочистку. Заказали оборудование из Кракова. В доменном цехе собирались реконструировать газоочистные системы.

Но грянул кризис, финансирование инвестпроектов было заморожено. Сейчас, как следует из отчета главы Серовского городского округа, ПАО "Надеждинский металлургический завод" в списке убыточных предприятий. В борьбе за свежий воздух он не продвинулся: продолжается процесс проектирования сероочистки на аглофабрике и обновления доменной газоочистки.

Такая медлительность вполне отвечает курсу УГМК на экономию средств и киловаттов. Ведь очистное оборудование и стоит дорого, и энергии потребляет много. Без него у серовской "дочки" больше шансов получить корпоративный "зачет" по энергоэффективности.

Горожане, живущие по соседству с цехами НМЗ, привыкли к ржавым клубам дыма и резкому специфическому запаху по ночам. Бывают и сюрпризы, например, осадки в виде сажи, которая пропитывает кожу, одежду, разъедает эмаль автомашин. В начале июля 2015 года рядом с территорией предприятия внезапно пожелтели тополя. Житель Серова, общественный активист Сергей Гудзь добился проверки Департамента Росприроднадзора по УрФО. В результате метзавод был оштрафован… на 20 тысяч рублей за неэффективность пылегазоочистных установок. Однако ремонтировать их не спешит.

"Рабочие подтверждают, что очистное оборудование сильно изношено, а денег на ремонт УГМК не выделяет, - рассказал С.Гудзь корреспонденту "Уралинформбюро". - Откровенничают они лишь в личных беседах, боясь потерять кусок хлеба. После сокращений на метзаводе в нормальном режиме работают только половина цехов из шести. Остальной коллектив переведен на оклад 10-12 тысяч рублей в месяц, без надбавок за вредность и премиальных. А в городе безработица".

По словам общественника, искать правды в коридорах власти бесполезно. Местную думу на две трети составляют выходцы с НМЗ. Главой Серовского городского округа с полномочиями председателя думы в 2012 году депутаты избрали Елену Бердникову, работавшую на метзаводе главным финансистом. Бывший главный инженер НМЗ Евгений Преин – руководитель городской администрации (в которой, кстати, ни одного специалиста-эколога).

"По слухам, тотальный контроль над Серовом понадобился УГМК, чтобы тихо прикрыть завод, избегая социальных волнений. Он ведь явно убыточный и энергоемкий, электроэнергия дорогая", - говорит Сергей Гудзь.

Город остро нуждается в комплексной экологической программе, считает активист. Координировать ее должны не коммерсанты, а власти муниципалитета, отстаивая интересы населения.

На вопрос, почему в Серовском городском округе такой программы нет, глава администрации Е.Преин заявил "Уралинформбюро", что экологическая ситуация и без того устойчивая.

Действительно, объемы выбросов в городе стабильны. Влияют на них лишь объемы производства. Так, благополучный для промышленников 2012 год показал рекордные 79 тысяч тонн загрязнений. В 2014-м (62 тысячи тонн) серовчанам дышалось полегче. Результаты 2015 года сравнялись с цифрами пятилетней давности (около 75 тысяч тонн).

"Все наши предприятия реализуют собственные природоохранные программы, - с гордостью отмечает Преин. - В частности, Надеждинский метзавод ведет проектирование очистных сооружений, согласовал проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)".

У депутата городской думы Александра Столбова другие сведения – что согласование СЗЗ отложено до 2020 года. А значит, ограничения по выбросам практически отсутствуют. "Дочка" УГМК относится к предприятиям I класса опасности, и в случае утверждения проекта "медникам" придется отселять порядка 2500 человек с территории в радиусе километра от заводского забора. Либо модернизировать производство, уменьшая класс опасности и сокращая тем самым СЗЗ с 1000 до 300 метров.

Оба варианта крайне затратны. "Серовский отдел Роспотребнадзора предписал метзаводу установить окончательный размер санитарно-защитной зоны еще к 1 декабря 2012 года, - поясняет А.Столбов. – Но вопрос замяли, сроки отодвинули. Источники говорят, не обошлось без московских связей металлургов".

Стоит вспомнить один из эпизодов взаимовыгодной "дружбы" УГМК с федеральными контролирующими органами. В 2012 году директор УГМК по горному производству Григорий Рудой был арестован за передачу около 12 миллионов рублей начальнику управления экологического контроля Росприроднадзора Людмиле Плющ. По версии следствия, эколог на пару со своим замом устраивали заказные ревизии компаний, начисляли им огромные штрафы, а потом предлагали откупиться. Деньги, переданные Г.Рудым, были платой за смягчение штрафных санкций в адрес обогатительной фабрики комбината "Святогор" (Красноуральск).

Правда, фигуранты расследования, хоть и побывали в "Матросской тишине", отделались легким испугом. Удалось доказать, что ущерб предприятию нанесен не был. "Типа они просто консультацию получили. Сначала сняли обвинения с Рудого. А раз нет взяткодателя, нет и взяткобрателя", – цитируют "Известия" бывшего сотрудника Росприроднадзора Олега Митволя.

Но вернемся в Серов. Четвертую весну подряд начальник Серовского отдела Роспотребнадзора Елена Серегина зачитывает перед городской Думой доклад с ужасающими экологическими показателями, но почему-то она не находит поводов обратиться в прокуратуру или суд. Зато в городской прессе санитарные врачи призывают жителей спасаться от техногенной нагрузки самостоятельно - есть продукты, которые облегчают работу легких: цитрусовые, тунец, молоко и морковь.

"Уралинформбюро" предложило пресс-службе Надеждинского метзавода прокомментировать информацию об износе пылегазоочисток и отсутствии утвержденной санитарно-защитной зоны предприятия. Заводчане предпочли отмолчаться.

"Уралинформбюро" обращается к заместителю Генерального прокурора РФ Юрию Пономареву с просьбой организовать прокурорскую проверку соблюдения ПАО "Надеждинский металлургический завод" природоохранного законодательства.

Надежда ПРАВДИНА

Еще в сюжете: "Медный" след в экологии Урала