Екатеринбург, Большая Перемена
Политические уроки.
Предстоящие в ближайшее время метаморфозы во властных структурах Свердловской области заслуживают разговора о том, что это было и как это будет.
Урок математики с Высокинским
Есть незыблемое правило арифметики – при умножении любого числа на ноль в итоге получится ноль. Два года назад в самодостаточный Екатеринбург областная власть командировала Александра Высокинского. У города были доходы, инфраструктура, перспективные проекты, кадровый потенциал, но хотелось, чтобы этим не руководили и не "снимали пенки" люди из так называемой команды Владимира Тунгусова.
С бывшим вице-мэром и главой администрации губернатора при случае связывали любую неудачу областной власти. Да и денежные потоки с дорог и стройобъектов, МУПов и "социалки" текли не в те закрома.
Я помню, как декабре 2018 года Высокинский после разговора за чаем вывел группу журналистов на крышу мэрии. Поздний вечер, прохладно, столичные огни, новый мэр окрылен планами по превращению Екатеринбурга в город-сад. Он и губернатору тогда рисовал пейзаж-мечту, в которую хотелось поверить.
И тотчас начались "реформы Высокинского" - управленческая (с идеей поднять зарплаты чиновникам) и транспортная (с попыткой отменить часть городских маршрутов). Без проработки, обсуждения – кавалерийским наскоком и позорным отскоком.
Удивительным образом в политическую судьбу Высокинского вплелся министр строительства РФ Владимир Якушев. В 2019 году на строительном форуме "100+" депутат-девелопер Владимир Крицкий в присутствии федерального чиновника и губернатора устроил разнос властям города за бюрократическую волокиту по отношению к строителям. Якушев сидел на сцене с изумлением, Куйвашев с позором, а Высокинский с отсутствующим видом – "пустяки, дело житейское". Мэр ведь только что успешно провел городской опрос о месте строительства храма Святой Екатерины – пар народного гнева вышел, Кремль и РПЦ успокоены, можно расслабиться.
Это – стандартная ошибка нынешних политиков, не перешедших 50-летний рубеж. Они ложатся на оглобли в момент, когда до финиша еще бежать и бежать. Высокинскому в прошлую осень, после затухания "скверной истории", надо было менять своих слабых заместителей, выстраивать равноприближенный диалог с акторами политических и бизнес-процессов в Екатеринбурге, модерировать общественный диалог. Близкое окружение Высокинского подсказало ему более легкий путь – пойти на обострение с губернатором и городской думой, получив "охранную грамоту" полпреда президента Николая Цуканова.
Прошел год, осложненный ковидом. Перед приездом Якушева на нынешний форум "100+" екатеринбургские девелоперы устроили мэрии публичный бунт. А в кулуарах мероприятия бурно обсуждали слухи о готовящейся отставке Высокинского.
Чем последние месяцы бравировал градоначальник – "бронежилетом" из полпредства и сложностью процедуры своего отстранения от власти. Екатеринбург это не Курган или Магадан, где сменить градоначальника – вопрос выеденного яйца. Кандидатуру нового мэра такого мегаполиса надо согласовывать в Администрации президента, и она должна "перебить" действующего.
По большому счету в кадровой колоде Куйвашева есть один козырный туз – Алексей Орлов. Его уровень – губернатор региона, потому и ходили разговоры про отъезд в Пермский край и Югру. Так что для "понижения" с должности первого заместителя свердловского губернатора в мэры Екатеринбурга должна быть супер-мотивация, о которой можно лишь догадываться. Орлова согласовали, он согласился.
Урок труда с Орловым
Одним из последних решений мэра Высокинского стал выбор темы новогоднего ледового городка на центральной площади – "Волшебник Изумрудного города". Как поется в песне к фильму, "волшебных три желания исполнит мудрый Гудвин". Желания у всех разные.
В 2021 году Екатеринбург станет одним из ключевых городов в выборах депутатов Госдумы РФ и Заксобрания Свердловской области. Уровень протестного голосования, которым воспользуются оппоненты "партии власти", в мегаполисе неизменно растет. И это – одна из сильных головных болей Евгения Куйвашева. При мэре Высокинском он в должной мере не может влиять на исход голосования. Июльский референдум по Конституции в Екатеринбурге спасал не градоначальник.
Орлов обязан не только дать городу реальную стратагему (а не, скажем, фантазию о канатной дороге), но и наконец-то расчистить в мэрии "авгиевы конюшни", оставшиеся от Чернецкого-Тунгусова-Якоба. И все это с учетом падающей экономики, ковидного кризиса, аппетитов девелоперов и дорожников, за некоторыми из которых "торчат уши" приснопамятного ВГ.
И нет иного выхода, чем строить город-сад. "Зеленые" умонастроения горожан – это залог популярности того, кто их разделяет. Непубличному Орлову предстоит стать общеизвестным и харизматичным градоначальником. Нынешнему Екатеринбургу нужен крепкий хозяйственник, с опытом госуправления и серьезными связями на федеральном уровне. Важный плюс Орлова – он самодостаточный руководитель, который не будет смотреть в рот губернатору, федеральному министру или полпреду.
Ключевой вопрос при дефиците времени и денег – вопрос команды нового мэра. Высокинского "сдали в утиль" основные заместители – Ковальчик, Куземка, Андрусь, Боликов. Кого убирать – понятно. А вот кого приведет с собой Алексей Орлов?
Урок истории с Чемезовым
Не секрет, что сейчас в окружении губернатора Куйвашева два антагониста – Алексей Орлов и Олег Чемезов. Последнего брали из Тюмени на перспективу. Заселение семьи Чемезова в люксовый клубный дом "Тихвинъ" - это сигнал "я здесь надолго".
Формально новый заместитель губернатора отвечает за цифровизацию. Но источники "Уралинформбюро" утверждают, что его интересы простираются везде, где видны деньги. Об умении чиновника зарабатывать миллионы могут многое рассказать в "тюменской матрешке". Кстати, оттуда недавно приехал директор ГБУ "Фармация", пилюльки теперь под присмотром Чемезова.
В силу функциональных обязанностей Орлов не подпускал Чемезова к строительству дорог. Но когда он уйдет в мэры, основным кандидатом на должность первого заместителя губернатора станет Чемезов, а это – выход на "большую дорогу".
В 2021 году мы можем увидеть новую версию традиционного противостояния "город – область". Если раньше это были пары губернатор Россель – мэр Чернецкий, губернатор Мишарин – Чернецкий, Куйвашев – Высокинский, то теперь Орлов – Чемезов. Причем последний будет нашептывать губернатору Куйвашеву "мы с вами, тюменские, здесь, а он там, в мэрии".
Исторически только состязание Росселя с Чернецким в начале 2000-х дало импульс развития Екатеринбургу, все последующие спарринги "города" с "областью" превратились в погрыз мелких семечек - мегаполис так и стоит в шелухе.
P.S!
Неужели все это будет? Ждите новостей.
Вадим ДЫНИН