Минус мэр–заложник Екатеринбурга
На фоне храма.
Екатеринбург никогда не был простым городом. Как поет шансонье Новиков, "здесь от веку было тяжко, здесь пришили Николашку".
А сегодня город вовсе вздыбился. Как принято говорить, сложилась ситуация идеального шторма. Частично это – негативная федеральная повестка: жить россияне стали беднее, разозлила череда реформ, возмущают коррупционные скандалы. Плюсом проблемы местного калибра - городская грязь, нехватка мест в школах, ухудшение экологии.
В соседнем Челябинске практически те же проблемы – дышать просто нечем, но народ спокойнее, молчаливее. Собрались на митинг, пар выпустили и разошлись по домам.
Екатеринбург другой, тут протест – неотъемлемая часть городского пейзажа. В эти дни модное занятие для молодежи - сходить "потопить" за сквер у Театра драмы. Количество недовольных строительством собора святой Екатерины в этой точке города, на удивление для властей и РПЦ, оказалось слишком много.
Когда ранее обсуждались планы по приводнению храма в акватории городского пруда, протестные "обнимашки" собирали несколько сот горожан. Передвинули в сквер на набережную - и получили тысячи голосов против.
"Драматическая" ситуация продолжает развиваться зигзагами. Посетивший Екатеринбург 22 мая замглавы администрации президента России Магомедсалам Магомедов заявил: "На сегодня, как мы видим, конфликт исчерпан, и есть интересная правильная программа региональных и городских властей по обустройству города и созданию мест, для того, чтобы люди могли проводить досуг. Строительство храма, наверное, будет в том месте, в котором горожане посчитают нужным".
В тот же день появились результаты опроса ВЦИОМ. Как сообщало "Уралинформбюро", 74% опрошенных не согласны с размещением храма в сквере. При этом 58% респондентов в целом за его строительство, но в другом месте города.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев с учетом этого посчитал, что в готовящемся мэрией опросе горожан больше нет места скверу. "Я думаю, что опубликованные данные ВЦИОМ дают основания исключить сквер у Театра драмы из перечня возможных мест для размещения храма святой Екатерины. Обращусь к главе Екатеринбурга Александру Высокинскому с просьбой не включать эту площадку в перечень мест при проведении опроса", — сообщил он в инстаграме.
А дальше случилось неожиданное. Высокинский сначала раскритиковал сам опрос, а затем заявил: "Я не готов вычеркнуть сквер из шорт-листа для голосования. Я приду к губернатору по итогам встречи, и мы будем их обсуждать. Как только мы исключаем площадку из шорт-листа - мы влияем на опрос. Мы убираем то, с чего все началось".
Интригу добавило откровение представителя Екатеринбургской епархии. Протоиерей Максим Миняйло "перевел стрелки" протестного гнева на чиновников: "Просим обратить внимание, что раз власть предложила эту площадку, а не церковь, то власть должна была объяснить людям мотивы своего решения".
Наблюдатели расценивают маневр мэра как "стокгольмский синдром". После неудачного выхода на прошлой неделе к защитникам сквера Высокинский, наслушавшись криков "Долой", оказался под воздействием сторонников храма. При этом надо понимать, что дальнейшие разговоры про сквер не только вернут в него тысячи протестующих – будет поставлен ультиматум о смене власти в Свердловской области и Екатеринбурге. Это сыграет на руку оппозиции, которая у Куйвашева с Высокинским есть.
Кстати, на встрече горожан с мэром 23 мая представитель "Русской медной компании" (одного из инициаторов строительства храма) Олег Медведев подчеркнул, что они не ограничиваются площадкой в сквере - если, например, горожане захотят храм в пригородных Шабрах, этот вариант тоже может обсуждаться, но последнее слово останется у строителей. Косвенно это может свидетельствовать о том, что областные власти и благотворители стремятся к разумному завершению конфликта.
А что же тогда делает мэр города?
Андрей БЕЛЫЙ