Крылья протеста
Из сквера у драмы.
В нынешние дни меня не покидает ощущение, что Екатеринбург вышел из новогоднего похмелья только после майских праздников. И многие с удивлением стали спрашивать – а что у нас храм строят? В сквере или на пруду? А как это нам не сказали?
Может екатеринбуржцы потратили свое внимание лишь на рост мусорных тарифов, может затяжная зима выпила из них все соки, а в майские каникулы случился небывалый за всю историю наблюдений тепловой удар. Но они сильно удивились 13 мая, когда обнаружился забор в сквере, принятом называть сквером у Театра драмы.
Хотя еще с 2018 года в мегаполисе шла дискуссия - можно ли поставить в сквер собор Святой Екатерины? Это – бесприютный храм, который РПЦ более 10 лет активно пытается построить в память о взорванном в 30-е годы одноименном соборе. В 2010 году небезызвестный Леонид Волков (ныне начальник штаба Навального), как утверждают, по заказу мэрии Екатеринбурга, сорвал восстановление храма на его историческом месте на площади Труда. Это был удар по тогдашнему свердловскому губернатору Александру Мишарину.
Сегодня закладку храма Волков бомбит одновременно с ударами по губернатору Куйвашеву. Себя бывший екатеринбуржец относит к "силам добра". Это добро всучивают Екатеринбургу три вечера подряд.
Фото: facebook.com/leonid.m.volkov
Строительство храма в сквере не было тайной за семью печатями. Совсем недавно, в апреле там шли молебны за храм и тусовки против. Мэрия организовывала в интернете общественные обсуждения по проекту планировки, в котором захотели принять участие… 3 309 человек, из которых лишь 200 раскритиковали занятие сквера.
В феврале гордума Екатеринбурга публично приняла решение перевести земельный участок из категории ТОП-1 (в том числе скверы) в ЦС-5 (земля под церковные сооружения). Одновременно депутаты отказались проводить референдум по запрету на строительство объектов капстроительства в сквере. В марте штаб Навального организовывал "обнимашки" сквера.
К маю у застройщиков (ими принято считать УГМК и РМК) был согласованный Градсоветом проект, договор аренды земли и разрешение на строительство нового храма. Юридически проект строительства подкован качественно. Активисты, недовольные строительством, по их же утверждению, исчерпали законные методы протеста. 13 мая из правового поля он вышел в сквер, к забору, где в толпе, как на большой армянской свадьбе, не до конца понятно, кто есть кто.
Однозначно история этого забора войдет в разные учебники и летопись Екатеринбурга. Днем некая барышня обнаруживает забор, залазит в знак протеста на дерево в сквере, а вечером там собираются несколько сотен человек с намерением этот забор снести. А может просто поглазеть – заняться же больше нечем.
Тему забора в "черный понедельник" активно раскручивали СМИ, позиционирующие себя в оппозиции к власти. Особо резвились медиаменеджер Ринат Низамов и ярый обличитель Кремля Федор Крашенинников. Оба - непримиримые противники РПЦ. "Это – идейная война, которая вот-вот перерастет в вооруженный конфликт", - кликушествовал Низамов.
Самое время напомнить, что семь лет назад в центре Екатеринбурга девелоперы Заводовский и Погребинский тайно и незаконно захватили больший, чем сквер, участок земли для строительства многоэтажного ТРЦ "Пассаж". Земля была передана им мэрией в аренду с грубейшим нарушением Земельного кодекса. Но протестных акций на стройплощадке и моря гневных материалов в СМИ между тем не было. Девелоперы щедро платили за молчаливое согласие с вырубкой красивого сквера рядом с городской администрацией.
Нынче же во многих екатеринбургских СМИ практически нечего читать кроме батальных репортажей из сквера-у-драмы. Хотя до 13 мая в таблоидах и в городских порталах храм был проходной темой. А тут журналисты встрепенулись и начали скармливать аудитории тезис "сквер наш – забор не наш".
Вообще нынешней весной Екатеринбург взбодрен "зелёной" темой. То в центре города бизнесмены самовольно срубят клены, то мэрия затеет невнятную реконструкцию Зеленой рощи. И, конечно, перспектива потери сквера вызвала обеспокоенность горожан: мы не против храма, мы за сквер.
А тем временем из сквера несется и тиражируется по всей России совсем иная идея – "кто не скачет, тот за храм". И вот они кадры прыгающей в ночи восторженной молодежи. И от романтичного стояния "за сквер" начинает за версту разить майданом.
Представители "сквера" сходили пообщаться к губернатору Евгению Куйвашеву. Через них передали – нарушения общественного порядка будут наказываться по закону. В ответ чиновники услышали – мы этот протест не контролируем. И это – ключевая позиция!
Кто зазывает молодежь прийти попрыгать против храма? Кто быстренько вытащил политические лозунги? Кто в ночи скандирует "завтра Путин - сегодня забор"?
В центре — Ринат Низамов
Разумеется, это не екатеринбуржцы, для которых сквер дорог, как память. Они уже пишут в соцсетях, что не ожидали политического разворота "зелёной" акции. Вряд ли они предполагали, что в Екатеринбург ринутся молодые жители других городов, чтобы привязать себя велосипедной цепью к дереву.
Мегаполис магнитом потащил к себе "революционеров" всех мастей. Архангельск с протестом против завоза туда столичного мусора – это мелкотравчатая тема. Хотя бы потому, что даже журналисты путают Архангельск с Астраханью. А вот побузить в известном на весь мир Екатеринбурге – это новый вид событийного туризма, который к тому же может быть проплачен.
Фото: ms_axe, Instagram
Как это символично – недалеко от сквера расположен Ельцин центр. Сквер находится между ним и домом, в котором когда-то жил Борис Николаевич. Дух свободы говорите? Так вот же штаб Навального поднимается в открытую атаку – даешь 16 июня митинг за отставку губернатора! А коммунисты в свою очередь требуют распустить гордуму Екатеринбурга.
Сквер – это подкидная доска для тех, кто жаждет передела власти. Плевать им на два десятка берез в центре Екатеринбурга. Это всего лишь прикрытие для политической атаки. Сквер такой же щит, как и маленькие дети, которых беспечные родители потащили с собой в разгоряченную толпу. Провокаторов в ней хоть отбавляй.
На крыльях протеста долететь до переворота – это уже нескрываемая цель манипуляторов екатеринбургских событий. Готовы ли к такому региональные власти и силовики? Есть ли гарантия, что завтра Екатеринбург не превратится в подобие Парижа? Один из модераторов скверной акции уже отметил, что забор может хорошо гореть.
Вадим ДЫНИН
Еще в сюжете: Драма у Храма
- "Это не город бесов". Мария Захарова дала оценку Екатеринбургу
- Митрополит сообщил о печальной судьбе защитника сквера в Екатеринбурге
- Бывший приборостроительный завод в Екатеринбурге готовят к сносу
- Пострадавший в сквере-у-драмы журналист оценил травму в полмиллиона рублей
- Главный пастафарианец Екатеринбурга выслушал приговор