Тунгусов наносит ответный удар

Гордума выведена из строя.

Не успели в резиденции губернатора порадоваться избранию "карманных" органов власти в Екатеринбурге, как эти самые органы пришли в полностью нерабочее состояние. Уже на втором заседании Екатеринбургской гордумы седьмого созыва разразился политический кризис такой силы, которого в городском собрании не видали лет 15, со времен расцвета фракции ОПС "Уралмаш".

Единороссы замахнулись на святое

Началось все с процедурного, в общем-то, вопроса: фракция "Единой России", которая "держит шишку" в городском парламенте, на своем заседании решила внести поправки в регламент и отменить ограничение численности состава комиссий. Как сообщало "Уралинформбюро", в конце прошлого созыва те же депутаты-единороссы собственноручно установили "потолок" - не более 9 человек в каждой комиссии.

Решение фракции бодро озвучила ее председатель Ира Овчинникова, предлагая внести его в повестку. "Медведи" явно были не готовы к тому, что произойдет после. Покушение на святое – регламентные нормы – подействовало на депутата-политолога Константина Киселева, как красная тряпка на быка.

"Я сам за то, чтобы убрать ограничения! Мне самому не нравится наш регламент - в нем полно дыр! Но если мы будем нарушать законы, которые сами же установили, то как можем требовать соблюдения норм законности от простых граждан?!" - горячился Киселев, отказываясь принять поправки, с голоса внесенные "Единой Россией".

Он мужественно вступил в перепалку сразу с несколькими единороссами: спикером Игорем Володиным, его замом Виктором Тестовым, депутатами Владимиром Крицким, Дмитрием Сергиным и еще несколькими поборниками предлагаемых поправок. На стороне партии власти в битву втянулся коммунист Сергей Шадрин. Однако неравный бой продолжался недолго – на помощь Киселеву пришла фракция эсеров во главе с Александром Караваевым. Последний, кстати, даже пригрозил самороспуском думы. К восставшим эсерам присоединилась ЛДПР в лице Григория Вихарева. Давление стало нешуточным. "Медведи" дрогнули, но выстояли - большинством голосов поправка Овчинниковой была включена в повестку заседания Думы.

Казалось бы, при чем здесь Тунгусов?!

Потратив час на утверждение повестки, депутаты наконец перешли к обсуждению существа предложенных вопросов. Помимо отмены комиссионного "потолка", им предстояло утвердить состав восьми постоянных думских комиссий. Прошлые созывы справлялись с этой задачей за полчаса. Однако новая политическая реальность продиктовала свои временные рамки.

За внесение изменений в регламент после вязкой и затяжной борьбы проголосовали 20 депутатов. Видимо, они еще не очень хорошо осознали, что натворили.

Дело в том, что популярность думских комиссий неоднородна. Уже на стартовом этапе в комиссии, отвечающие за местное самоуправление и городское хозяйство, записались 14 и 13 человек соответственно. В аутсайдерах оказались комиссии по муниципальной собственности, по экономическому развитию и по безопасности жизнедеятельности. Они едва наскребли по 4 кандидата – минимальное возможное количество.

Отмена ограничивающих пунктов в регламенте открыла двери единороссовской обороны для представителей других фракций. Они стали массово "бросать" другие комиссии и записываться в местное самоуправление и городское хозяйство. В итоге первая набрала 21 желающего, а вторая – 19. Самыми обделенными оказались муниципальная собственность и экономическое развитие – в них пожелали войти по три депутата – и комиссия по безопасности, куда записался только один парламентарий. Все бы ничего, но с такой численностью данные органы гордумы оказались попросту нелегитимны. Поняв, что ситуация вышла из-под контроля, спикер Игорь Володин закрыл заседание Думы.

"Мы будем встречаться с думскими фракциями и обсуждать персональный состав комиссий. После того, как будет выработано взаимоприемлемое решение, объявим следующее заседание думы", - сказал он журналистам.

Стоит напомнить, что такую работу думцы уже вели всю прошлую неделю, и сегодня она свелась к непредсказуемому финалу. На депутатских совещаниях прошлой недели спикер-единоросс Володин действовал рука об руку с "яблочником" Киселевым. И казалось, что в гордуме всего две фракции – представители команды губернатора и игроки команды Тунгусова, которые явно остались в меньшинстве. На сегодняшнем заседании картина поменялась: прогубернаторский Киселев вошел в клинч с прогубернаторским же Володиным.

"Единая Россия" начала с нарушения правовых норм и завела городскую думу в тупик. Нельзя изменять нормы в отрыве от других норм. Сегодня отменили верхнюю планку, не отменив нижнюю. Это привело к провалу работы целого ряда комиссий. В прошлом созыве за ограничение численности проголосовали единороссы. Сегодня они вдруг "переобулись". Им стало выгодно нарушать нормы права, они спокойно нарушают, - возмутился Киселев. - Нам озвучили решение фракции – непродуманное, глупое - и мы получили коллапс".

В принципе, выйти из этой ситуации просто, убежден депутат-политолог. Принятое решение вступает в силу только после его опубликования, и думцы имеют все возможности его отменить. Киселев предлагает вернуться к численному составу в 9 человек, сформировать комиссии. "После этого комиссия по МСУ рассматривает новый вариант регламента, и через несколько месяцев принимается новая структура думы. Мы с коллегами из "Справедливой России" и ЛДПР предлагали пойти по этому пути. "Нет! – ответила "Единая Россия". - Давайте нарушать право!" И нарушает. Причем, это не просто единороссы, а тунгусовские единороссы просто напросто сорвали сегодняшнее заседание", - заявил Константин Киселев.

Аппаратная диверсия

Кстати, единороссы действительно окарались – проект поправок даже не был напечатан на бумаге и, соответственно, не роздан для ознакомления другим депутатам. Сделать это должны были сотрудники аппарата гордумы. Но почему-то не сделали. Такая оплошность в современной истории гордумы Екатеринбурга случилась впервые.

Источники в аппарате представительного органа убеждены, что налицо сознательная "подстава", которую спикеру Володину организовала руководитель аппарата Светлана Григорьева. В недавнем прошлом она была облечена особым доверием бывшего "серого кардинала" Екатеринбурга Владимира Тунгусова, а теперь – кандидат на вылет из органов муниципальной власти.

Этот предположение косвенно подтверждается тем фактом, что начальник юридического управления гордумы, а по совместительству – зам Григорьевой Эльвира Макарова не стала консультировать председателя думы по спорным процессуальным вопросам, которыми изобиловало злополучное заседание. В прошлом созыве юрисконсульт буквально "висела" над плечом спикера Евгения Ройзмана, подсказывая ему правильные решения.

Что дальше?

Кризис в городской думе серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Дележка портфелей может значительно сказаться на бюджетной составляющей муниципального хозяйства. Скоро в гордуму внесут бюджет следующего года. Согласно действующему положению о бюджетном устройстве и бюджетном процессе Екатеринбурга, главный финансовый документ должен пройти экспертизу всех профильных думских комиссий, которых пока попросту не существует. Это означает, что принятие бюджета может затянуться.

Кстати, в третьем созыве гордумы фракция ОПС "Уралмаш" затягивала принятие бюджета аж до марта последующего года. И весь первый квартал городское хозяйство, здравоохранение, образование, культура, физическая культура, транспорт и так далее жили из расчета 1/12 в месяц от общего объема годовых расходных обязательств. Гордума седьмого созыва рискует повторить "успех" своих далеких уже предшественников.

Разумеется, кризис такого рода на руку опальному Тунгусову, который готов пойти на любые меры, чтобы доказать: без него Екатеринбург оказывается неподконтролен никому. Искать ли здесь следы его влияния или нет - новым властным элитам предстоит сделать выводы самостоятельно.

Интересно, что глава Екатеринбурга Александр Высокинский так и не появился на заседании гордумы. Возможно, ему просто не доложили о происходящем, а возможно, он недальновидно посчитал возникшее политическое противостояние делом самих думцев.

Между тем еще на прошлой неделе Высокинский высказывал заинтересованность в формировании думской структуры, предполагая, что она станет зеркальным отражением механизма исполнительной власти. Восемь думских комиссий, по его задумке, должны работать в тесной связке с восемью вице-мэрами, ответственными за реализацию восьми направлений стратегии развития Екатеринбурга.

Пока что эта утопичная в своей стройности картина остается прожектом, погрязая в болоте парламентской свары.

Дмитрий МИГАЛИН