Генералы финансовых карьеров
Два екатеринбургских банка оказались в зоне риска. В 2010 году "Монетный дом" и "Уралфинпромбанк" были приобретены московской финансово-промышленной группой, публичным лицом которой источники обозначают Матвея Урина. Начиная с середины ноября 2010 года этот 34-летний бизнесмен наделал много шума в деловых кругах, и не исключено, что обрушил финансовую пирамиду, на построение которой у людей с генеральскими звездами ушло более десяти лет. "Уралинформбюро" изучило банковские хитросплетения.
Наезд с тяжелыми последствиями
Вечером 14 ноября 2010 года охранники М.Урина бейсбольными битами избили гражданина Нидерландов Йоррита Фаассена на Рублевском шоссе. На своем BMW иностранец подрезал уринский кортеж, за что и получил - по голове и стеклам автомобиля. Судя по публикациям СМИ, после обращения 30-летнего бизнесмена в милицию задержанием обидчиков - семи сотрудников ЧОП "Бастион" и самого Урина - занималась не абы кто, а Федеральная служба охраны.
Их оперативно взяли на Новом Арбате - с оружием и наркотиками в машинах. ЧОП тут же лишили лицензии, а охранников готовятся осудить по статье "Хулиганство". Если верить инсайдерской информации, сам М.Урин ждет Новый год в следственном изоляторе ФСБ "Лефортово".
В прессе появился легкий намек, объясняющий неожиданное появление ФСО: бывший член правления окологазпромовского ОАО "Стройтрансгаз" Й.Фаассен - друг семьи Владимира Путина. Российский премьер в недавнем интервью телеведущему Ларри Кингу отметил, что семейная жизнь наших политиков находится "в тени" по причине безопасности. Как знать, может быть, выпускник Гаагского университета очень дружен со старшей дочерью Путина - 25-летней Екатериной.
Однозначно, советник главы АКБ "Традо-Банк" Матвей Урин не знал, на кого "наехал" и во что это может вылиться. Чекисты отправились в дом бизнесмена с обыском и нашли много интересных документов. Как следует из публикаций, в частности, был найден план-схема взяток судьям Арбитражного суда Москвы.
3 декабря ЦБ РФ отозвал лицензии у приписываемых М.Урину "Традо-Банка" и АКБ "Славянский банк", потерявших ликвидность. Причем в Центробанке подчеркивают, что на протяжении 2010 года на "Славянский банк" приходилось воздействовать в принудительном порядке из-за нарушений, а его финансовая отчетность была в значительной степени недостоверной. В отношении "Традо-Банк" говорилось в последние дни примерно то же самое. Его руководство попросту не вышло на работу и самоустранилось от решения возникших в начале декабря финансовых проблем.
Апофеозом стало заявление главы ЦБ РФ Сергея Игнатьева о том, что часть активов "Традо-Банка" и "Славянского банка" была украдена. "Мы имеем дело с финансовой аферой. Я не могу уверить, что руководители этих банков об этой афере ничего не знали. Готовится обращение в Генпрокуратуру об обнаружении нами признаков уголовных преступлений", - подчеркнул главный банкир России.
Финансовые аналитики тут же вспомнили, что М.Урин имеет прямое отношение к рухнувшему "Бризбанку", а в его финансовую группу кроме двух московских банков могут входить несколько региональных, в том числе екатеринбургские "Монетный дом" и "Уралфинпромбанк". И если Центробанк проведет комплексную "уринотерапию" и отзовет лицензии у всех банков, то Агентству по страхованию вкладов придется раскошелиться на 10 миллиардов рублей для их вкладчиков. Вполне возможно, что АСВ можно готовить деньги заранее, поскольку руководители этого Агентства хорошо знают, с кем имеют дело.
Генеральский бриз
Каким бы выдающимся(?) бизнесменом ни был Матвей Урин, главным его преимуществом является отец - Роман Матвеевич Урин. 64-летний член Союза ветеранов военной разведки хорошо известен в питерских бизнес-кругах. В 1999 году он стал членом совета директоров "Бризбанка" и соучредителем ОАО "Зарубежстроймонтаж". Вместе с ним в бизнес-проекты вошел генерал-лейтенант ГРУ Юрий Аршамович Бабаянц. И не просто вошел - он их возглавил, так же как и в 1997 году встал во главе Некоммерческого партнерства "Союз ветеранов военной разведки" (СВВР).
Вернувшиеся с "невидимого фронта" генералы развернули масштабную коммерческую деятельность. Ее следы, например, можно отыскать в Калининграде. Там живет младший брат Бабаянца - Борис Аршамович. Он возглавляет "Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области", в учредителях которого наравне с калининградскими властями был "Бризбанк".
За самим "Бризбанком" прочно установилась репутация "прачечной". Налоговые органы неоднократно выявляли липовые "бриз"-операции по обналичиванию и выводу средств с использованием зарубежных и российских банков. В 2005 году грянул гром: руководство "Бризбанка" заявило о планах самоликвидации кредитной организации. Но Центробанк отказал в этом и одновременно отозвал у банка лицензию. Причина такого решения - сорокамиллиардный долг банка, не принятого в Систему страхования вкладов и имевшего уставной капитал в 500 тысяч рублей.
На ликвидацию "Бризбанка" ушло четыре года(!). Решение о принудительной ликвидации Арбитражный суд Москвы принял 8 июня 2009 года. Самое удивительное в том, что назначенное ликвидатором Агентство по страхованию вкладов не смогло в судебном порядке добиться от ликвидационной комиссии передачи документации, печатей и прочих атрибутов обанкротившегося банка. Московский арбитраж горой встал за комиссию, составленную под контролем Центробанка из представителей "Бризбанка", и отказал АСВ по всем статьям. Концы денежной аферы были надежно спрятаны в мутную воду.
Как недавно заявили представители Агентства, "в связи с отсутствием электронной базы данных и документации за период деятельности банка выявить обстоятельства банкротства не представляется возможным. Основания для привлечения лиц, виновных в непередаче документации и имущества банка конкурсному управляющему, к гражданско-правовой и/или уголовной ответственности отсутствуют".
Если в доме Матвея Урина чекисты действительно нашли сведения, компрометирующие судей московского арбитража, то можно не удивляться столь мощной поддержке собственников "Бризбанка". Кстати, немаловажная деталь. В 2005 году генерал-лейтенант Юрий Бабаянц начал всячески отрицать связь "Совета ветеранов военной разведки" с "Бризбанком" и "Зарубежстроймонтажом". Возможно, что к СВВР эти бизнес-проекты и не имели отношения. Тем не менее в списке российских участников Абхазского делового форума в октябре 2009 года сам Юрий Аршамович значился как председатель совета директоров "Зарубежстроймонтажа" и член совета директоров "Бризбанка". В Сухуми заявляют, что список им предоставили из Москвы.
Миллиарды на вывоз
Инсайдеры утверждают, что пропавшие из "Бризбанка" капиталы были пущены на покупку новых банков - в Москве и в регионах. В начале 2010 года были куплены 58% "Донбанка", а в июне - "Славянский банк" Сергея Родионова. Мимо Екатеринбурга Урин&Ко пройти не могли - деньги в уральской столице есть.
По словам осведомленных источников, действующий в интересах Урина банкир Руслан Гусаев неплохо знаком с екатеринбургским бизнесменом Олегом Гусевым. Весьма вероятно, что именно тот помог столичным покупателям с приобретением подконтрольного ему банка "Монетный дом", а также "Уралфинпромбанка" Ильдара Губаева.
О том, что "Монетный дом" и "Традо-Банк" - одного поля ягоды, можно утверждать исходя из структуры собственников. Например, Анна Рейтер стала владельцем 19,05% "монетных" акций. И, судя по всему, у нее такая же доля в "Традо-Банке". Обладателем 19,39% акций "Монетного дома" числится Максим Шевардин, который с удовольствием играет в футбольной команде "Традо-Банка".
С "Уралфинпромбанком" нет столь явных совпадений. Там, например, собственником 17% акций стал Александр Данков. В 2002-2004 годах он возглавлял филиал "Уральский" банка "Диалог-Оптим" - тогда и познакомился с топ-менеджером этого банка Русланом Гусаевым. Сейчас Данков не при делах - вот и пригодился для отвода глаз.
По некоторым оценкам, на покупку "Монетного дома" и "Уралфинпромбанка" Урин&Ко потратили до 3 миллиардов рублей. При этом они не смогли бы совершить покупку, если бы ее не одобрили в Главном управлении ЦБ РФ по Свердловской области.
Де-юре процедура одобрения сделки "смотрящим от ЦБ" не предусмотрена, но де-факто любое значимое действие в банковской сфере Свердловской области невозможно без согласования с 62-летним Сергеем Сорвиным. Он возглавляет территориальное управление с 1987 года и считается одним из патриархов в системе Центробанка. Знающие люди утверждают, что в кабинет Сорвина банкира Р.Гусаева привел О.Гусев.
Так или иначе, но сделки по продаже "Монетного дома" и "Уралфинпромбанка" были закрыты. И руководство ГУ ЦБ по Свердловской области имело представление, кто покупает банки и каковы планы новых владельцев. Стали ли неожиданностью для них проблемы с ликвидностью "Уралфинпромбанка" в первых числах декабря?
Информация, которая выплескивалась на интернет-форумы, сигнализировала - банковские операции идут "криво". Бизнесмены жалуются на остановку проводок, для снятия вклада требуется заявление и срок ожидания. Кто-то даже утверждает, что в банке появились представители Агентства по страхованию вкладов.
Инсайдеры предполагают, что проблемы "Уралпромфинбанка" возникли после того, как с его корсчета по распоряжению из Москвы было выведено более 1 миллиарда рублей. Следует отметить, что "Славянскому банку" для поддержания ликвидности нужно было около 1,5 миллиарда рублей.
О том, так это или нет, однозначно знают не только топ-менеджеры "Уралфинпромбанка", но и руководители территориального управления Центробанка, куда текущая информация о деятельности каждого екатеринбургского банка поступает в ежедневном режиме. Отследить "кривые" операции для подчиненных Сергея Сорвина не представляет особого труда. И, соответственно, забить тревогу!
Кстати, Служба безопасности ГУ ЦБ давно должна была услышать разговоры в банковском сообществе о том, что нынешним летом в уральской столице появилась "прачечная". И имя ей - "Монетный дом". Итак, слышали - не слышали, отслеживали - не отслеживали, знали - не знали?
Тут самое время вспомнить прошлогоднюю историю с исчезновением 1 миллиарда рублей Свердловского отделения Пенсионного фонда РФ со счетов банка "ВЕФК-Урал". На свой запрос депутат Свердловской облдумы Евгений Артюх получил признание главы ЦБ РФ Сергея Игнатьева в том, что пенсионные деньги в частном банке хранились незаконно. А информация о грубейшем нарушении требований Центробанка не передавалась в прокуратуру, потому что этому лично противился Сергей Сорвин, который уверял московских руководителей, что принимает все необходимые меры для исправления ситуации.
Ситуация закончилась пропажей миллиарда, арестом главы пенсионного отделения Сергея Дубинкина, которого подозревают в получении взятки в 1 миллион долларов США, а над главным банкиром Свердловской области по-прежнему безоблачное голубое небо. Миллиарды рублей из региона исчезают в неизвестном направлении, а с Сергея Сорвина какой спрос?
Не исключено, что Урин&Ko покупали екатеринбургские банки для определенных "помывочных" операций. В 2000-е, например, "Бризбанк" путал денежные следы в сообществе с "БалтикТранзитБанком" или "Экспобанком". Теперешняя сеть должна была включать 5-6 банков с центром в "Традо-Банке". Спустя полгода-год "Монетный дом" и "Уралфинпромбанк" могли быть обанкрочены или проданы за ненадобностью.
На пути этой аферы, по идее, должен был встать профессионал своего дела Сергей Сорвин, но, по судя по всему, ей помешал малоизвестный голландец Йоррит Фаассен. И то лишь потому, что его друзья в силовых структурах имеют большие звезды, чем родные и знакомые Матвея Урина.
Андрей БЕЛЫЙ, УралИнформБюро