Кузнецы невидимого Фонда

Фото: chkpz.ru

Из Челябинска.

Распространение нашего импортозамещения особенно заметно на доморощенных выставках, куда запланирован визит высокого начальства. Расстилаются ковровые дорожки, развешиваются навороченные стенды, раскручиваются рекламные тизеры, а в центре экспозиции, к примеру, болт, который "мы забили" на их санкции. Духоподъемно, материалоемко и финансовозатратно.

Можно вспомнить, как в 2018 году на екатеринбургской выставке ИННОПРОМ Анатолий Чубайс предсказывал, что новые материалы могут заменить традиционные цемент, металл, пластик. Мол, править бал начнут композиты и наномодифицированные материалы. А спустя 7 лет арбитраж наложил арест на активы экс-главы Роснано и его окружения общей стоимостью 5,6 миллиарда рублей. Это – предполагаемые убытки госбюджета от нереализованного проекта строительства завода по производству гибких дисплеев для школьников.

Чубайс – притча во языцех. И полбеды, если бы только он вычерпывал миллиарды из казны под фантастические и малоэффективные проекты. Беда в том, что чубайсов в России, как чичиковых!

Компоненты иллюзии

Весной 2022 года (тогда еще санкции на Россию обрушились не в полной мере) было заявлено, что Челябинский кузнечно-прессовый завод (ЧКПЗ) инвестирует 635 миллионов рублей в импортозамещающее производство компонентов для грузовиков и прицепов. Из всей суммы, предусмотренной для запуска штампования заготовок деталей трансмиссии, ведущих мостов и осей, займ в 495 миллионов под 5% годовых выделял Фонд развития промышленности (ВЭБ.РФ) по своей программе "Комплектующие изделия".


Фото: Марат Муллыев, ИА "Первое областное"

Одновременно с тем из Челябинска рапортовали, что к 2023 году будет налажено производство кассетных подшипников для железнодорожных вагонов с повышенной грузоподъемностью полного цикла. Объем инвестиций впечатлял – 1,3 миллиарда рублей, 1 миллиард из которых планировалось опять же взять из льготного займа ФРП.

"Мы давно сотрудничаем с ЧКПЗ. Это третий заем, который предприятие берет по различным программам и нашего Фонда, и федеральных коллег", – подчеркивал директор ФРП Челябинской области Сергей Казаков.

А вот что уже тогда говорили эксперты. Рядом предприятий (без ЧКПЗ) с разной степенью локализации были освоены наружные и внутренние кольца, в первую очередь финишные операции закалки и шлифовки при использовании заготовок из российской или импортной стали. Но производство главных элементов кассетных подшипников, определяющих их ресурс – роликов, стеклопластиковых сепараторов, уплотнителей, смазки – отсутствовало. Интеллектуальные права (патенты, технологии, секреты производства) на подшипники и их компоненты принадлежат производителям из Швеции и США.


Фото: Марат Муллыев, ИА "Первое областное"

При этом Россия установила заградительную пошлину в 47% (!) для ввоза железнодорожных подшипников, что доказывает – их в достатке собирали у себя. Челябинцы стремились войти на отечественный рынок, где уже были представлены "ЕПК-Бренко" (российская ЕПК и американская Brenco в Саратове), "СКФ" (завод шведской SKF в Твери) и "Тимкен ОВК" (производство американской Timken и Объединенной вагонной компании в Тихвине).

Избыточная конкуренция почему-то никого не волновала. И, кстати, в ЕПК была определена альтернативная возможность компенсировать отсутствие импорта кассетных подшипников – усовершенствовать традиционные роликовые подшипники. А ЧКПЗ еще с 2013 года поставлял поковки для тверского "СКФ".

Никакой информации о производстве подшипников в Челябинске после 2022 года в интернете найти невозможно. Даже на сайте ЧКПЗ об этом ни слова. Хотя ФРП (займодатель) утверждал, что с 2023 года ежегодно будет производиться 75 тысяч (!) двухрядных конических подшипников кассетного типа для букс грузовых вагонов. Где же они?

Подайте роботу

Отчетные результаты Челябинского кузнечно-прессового завода за 2024 год внешне впечатляют: выручка выросла в два раза – до 102 миллиардов рублей, а прибыль в полтора раза – до 3,85 миллиардов. Инвестиции в развитие производства в 2023–2024 годах превысили 40 миллиардов рублей. Губернатор Алексей Текслер должен хлопать в ладоши, но.


Губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Фото: Марат Муллыев, ИА "Первое областное"

В январе прошлого года общее собрание акционеров ЧКПЗ одобрило получение кредитной линии в 9 миллиардов рублей у Сбербанка. После чего общий долг перед банком Грефа превысил 29 миллиардов.

А ведь займы ФРП гораздо дешевле! И самым простым решением может выглядеть обслуживание дорогих кредитов за счет дешевых займов.

В феврале прошлого года Владимир Путин посетил "Завод роботов", расположенный на площадях ЧКПЗ. Ему рассказали, что там планируется за год выпустить 450 роботов различных модификаций, а затем ежегодно отправлять на предприятия машиностроения и ОПК от 600 до 1000 роботов. А уже осенью завод получил технологический кредит в 2 миллиарда рублей от ВТБ – за него поручился ВЭБ.РФ.


Фото: kremlin.ru

Отчетные цифры предприятия за 2024 год – управленческие расходы выросли с 5 до 112 миллионов рублей. При этом себестоимость продаж скакнула со 102 до 756 миллионов. А количество работающих только за 2023-2024 годы увеличилось с 4 500 почти на 20 000 человек, что создало резкий дефицит свободных рабочих рук в Челябинске.

Из всей доступной информации о "Заводе роботов" - недавнее заявление губернатора Алексея Текслера, что там готовы к производству планетарного редуктора. Вроде как, обещали это Путину. А вместо 450 роботизированных машин выпустили вдвое меньше. Первую партию забрал сам ЧКПЗ.

При этом, как отмечают руководители предприятия, они способны изготовить корпус, редуктор и другую компонентную базу для робота, а затем необходимо установить дорогой комплект из шести импортных двигателей. А куда ушли 2 миллиарда рублей?

Эксперты очень скептично смотрят на эти потуги. "Технологиям промышленных роботов, которые существуют в нынешнем виде, более сорока лет. Нужно ли нам сейчас тратить силы, время и средства на то, чтобы их копировать и дожидаться хорошего результата десять лет? С той скоростью, с которой идет прогресс, через десять лет, возможно, уже будут роботы-гуманоиды с искусственным интеллектом, а промышленные роботы-манипуляторы отойдут в прошлое", – отмечает один из них.


Фото: government.ru

На оси

Возвращаясь к займу для производства автокомпонентов и осевых агрегатов для прицепов. Первых – около 20 наименований из горячих штамповок. А оси ЧКПЗ делает для собственных тяжеловозов HARTUNG. Возможно, на общероссийском рынке их вообще не ждут – кооперационные линейки там построены. И основные игроки не стоят на месте.

К середине прошлого года КамАЗ освоил производство собственных осевых агрегатов с дисковыми и барабанными тормозными механизмами. Машиностроительный завод "Тонар" расширил производство агрегатов и планирует увеличить свою долю на рынке до 50%. Осевые агрегаты устанавливаются на сельхоз и магистральную прицепную технику как собственного производства, так и сторонних производителей (ярославская "ПКФ Свифт", машиностроительные заводы "Битюг" (Санкт-Петербург) и "Техас" (Нижний Новгород).


Фото: Марат Муллыев, ИА "Первое областное"

И, наконец, в Подмосковье китайская компания Huajing запустит серийное производство осевых агрегатов для грузовой прицепной техники. Объем инвестиций в реализацию проекта составит около 5 миллиардов рублей с выходом на выпуск 100 тысяч осей в год. Как челябинцам тягаться с одним из самых больших производителей запасных частей и деталей для прицепов и полуприцепов в Азии?

Эффективность расходования ЧКПЗ миллиардов рублей из Фонда развития промышленности требует тщательной проверки и глубокого анализа. Генерировать ветер, когда на дворе буря – занятие бесполезное.

Дмитрий БУЗДАЛОВ