Сортировка в "Движении" к "Депо"

Кто жить будет?

Екатеринбургскую Сортировку в ближайшие годы ожидает глобальная реновация: на месте "отработанной" промзоны в границах улиц Таватуйская – Сортировочная – Надеждинская появится огромный жилой квартал со средне- и многоэтажными домами и объектами социальной сферы. Эта территория изначально промышленная, массовое жилищное строительство началось лишь в 60-х годах прошлого века. До этого жилфонд микрорайона составляли деревянные и шлакоблочные двухэтажки, в которых проживали работники железной дороги.

Взрыв на станции Свердловск-Сортировочный в октябре 1988 года повредил порядка 600 домов, некоторые из них пришлось снести, а частный сектор практически полностью был сметен взрывной волной. После этого на Сортировке начался строительный бум – выросли кварталы 9-16-этажных новостроек.

А в 90-е годы микрорайон превратился в Чайна-таун: там поселились мигранты из бывших республик СССР, Китая и юго-восточной Азии. В рыночном комплексе "Таганский ряд" осели предприниматели из Китая и Вьетнама.

Сортировка – "лоскутное одеяло". Центральные магистрали (Таватуйская, Билимбаевская, Техническая, Расточная, Маневровая) – винегрет из хрущевок и застройки 80-90-х годов, территория севернее улицы Билимбаевской занята огромной промзоной. Современные высотки – как случайные вкрапления: ЖК "Квартет", "Семь ключей", комплекс зданий на Билимбаевской. Крупные девелоперы не спешат осваивать территорию. Согласно данным портала Ingraficon, сегодня на Сортировке в стадии строительства – всего четыре проекта, а в Академическом и на Юго-Западе – 35.


Карта новостроек Екатеринбурга. Красным цветом выделены микрорайоны Старая и Новая Сортировка. Источник: Ingraficon

Но не надо спешить ставить крест, уверен руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости, зампредседателя комитета по аналитике Российской гильдии риелторов Михаил Хорьков. "Порядка 39% квартир в этом районе построены в последние 20 лет. На Старой Сортировке еще много резервов для преобразований. Сюда не нужно привозить новых покупателей, они уже здесь. Задача девелопера – каким-то образом вытащить людей из тех компромиссных условий, в которых они живут, и попытаться вовлечь их в свой проект", – отмечает он.

В роли "вовлекателей" могут выступить компании "Эталон", "Брусника" и "Астон". Они представили три перспективных проекта жилой застройки: жилкомплексы "Раута", "Депо" и "Астон. Движение". В качестве "пятна застройки" выбраны выведенные из эксплуатации промплощадки завода "Электротранс" и Екатеринбургского виншампанкомбината.


Жилкомплекс "Раута". Источник: сайт domclick.ru

Вариант беспроигрышный во всех смыслах: не нужно заморачиваться выкупом земли у собственника (как в случае с проектами КРТ) и прокладкой сетей. Единственное препятствие – санитарная зона предприятия "Уралтехгаз", не позволяющая расширить стройплощадку "Астона" дальше на север.

Новые ЖК на картинке выглядят эффектно. "Раута" (застройщик "Эталон") на углу улиц Надеждинской и Таватуйской - это комплекс домов высотностью от 16 до 25 этажей, соответствующих так называемому зеленому стандарту энергоэффективности. Дворы – закрытые, в том числе и от машин, для автомобилей предусмотрены два надземных паркинга на 550 мест. На территории ЖК запланированы зеленые, спортивные и игровые зоны, на первых этажах разместятся магазины, кафе, детские и развивающие центры.


Квартал "Депо". Рендер: сайт компании "Брусника"

Соседний с "Раутой" участок осваивает компания "Брусника". В концепции квартала "Депо" – семь домов с закрытыми дворами, где разместятся детские площадки, зоны отдыха, зоны для пикника и воркаута. При этом территория будет открытой для пешеходов с соседних улиц. Высота новостроек варьируется от 6-9 до 12-17 этажей. Предполагается также озеленение фронтальной линии квартала со стороны улицы Таватуйской.

ЖК "Астон. Движение" (в районе улицы Пехотинцев – Проходного переулка) будет представлять из себя гибрид из небольших урбан-вилл и высоток формата 100+ с общим дворовым пространством. Цветовая гамма фасадов выдержана в зеленых, бордовых и желтых тонах. Для машин предусмотрена парковка, которую разместят в нынешней санзоне "Уралтехгаза". Разрешение на строительство еще не получено.

Эскизный проект ЖК "Астон. Движение". Рендер: сайт novostrojki-ekaterinburga.ru

"Эталон" разработал проект крупного образовательного центра (школа на 1 000 мест + детсад) площадью 22 тысячи "квадратов". На "брусничном" участке также предполагается разместить дошкольное учреждение. "Астон" нарисовал детский сад в самом центре своего квартала.


Руслан Габдрахманов

Суммарная площадь жилья застройщиков составит без малого 240 тысяч квадратных метров. "На каждую из трех площадок разрабатывался отдельный проект планировки территории, - отметил начальник Главархитектуры Руслан Габдрахманов. - Каждый оценивался на наличие всех необходимых объектов. Что касается улично-дорожной сети, на Сортировке она и так достаточно плотная, плюс будет приводиться в порядок окружающая УДС и будут пробиваться дополнительные связи. Кроме того, в перспективе там появится дополнительная остановка общественного транспорта, она учтена в Генплане".


Евгений Волков презентует концепцию "Астон. Движение"

Необходимость более плотной улично-дорожной сети для Сортировки понимают и сами разработчики проектов. По словам директора бюро R1 Евгения Волкова, авторы "Астон. Движения" даже предлагали Мастерской генплана (структура администрации города) удлинить улицу Пехотинцев, чтобы их ЖК не оказался в дорожном тупике, но в итоге сошлись на варианте с продлением улицы Сортировочной до Автомагистральной. Этот вариант, кстати, прописан и в Генплане-2045.

"Транспортные потоки для отдельно взятого квартала сложно смоделировать, - пояснил Волков в беседе с корреспондентом "Уралинформбюро". - Они рассчитываются в целом на город, а не на конкретную улицу. Поэтому при проектировании жилья пропускная способность сети обычно не рассчитывается, да и требований таких экспертиза при рассмотрении проектов не предъявляет".


Михаил Хорьков

"Новые проекты должны остановить отток местных жителей в другие районы города, но это процесс медленный, на это может уйти 3-4 года", - прогнозирует Михаил Хорьков.

Но есть серьезные сомнения в том, что девелоперские проекты с "европейским" лоском это бегство смогут остановить. Народ на Сортировке живет небогатый, да и цены на "вторичке" здесь весьма скромные – не более 90 тысяч рублей за квадратный метр. Много денег с продажи квартиры в "хрущевке" не выгадаешь. А цена "двушки" в новых домах "Брусники" или "Рауты", согласно данным портала Ingraficon, начинается с 4,6 миллиона рублей. По меркам города это недорого - жители Юго-Запада или Центра вполне потянут. Один вопрос - поедут ли они на Сортировку в поисках урбан-виллы?

Евгений СУСОРОВ

Актуальное