Формула здравия свердловской "Фармации"

Фото: farmacia.ru

За бюджетный счет.

"Суслика видишь? – Нет. – А он есть", – это про ГАУ СО "Фармация". Екатеринбургская пресса в вихре современных событий совсем позабыла про тюменского рекламщика Андрея Герстнера, ставшего фармацевтом на бюджетном довольствии, а ему и свердловскому Минздраву только это и надо. Таблетки, как и деньги, любят тишину. Давайте ее нарушим!

Недалекие доходы

"Сеть государственных аптек "Фармация" – это более 80 аптек и аптечных пунктов в городах, поселках и деревнях Свердловской области. Наши аптеки работают там, где из-за отдаленности или малочисленности населения другие аптечные сети работать не хотят" – это визитная карточка государственного автономного учреждения. Оно пытается похвалиться тем, что обязано делать исходя из государственной политики по лекарственному обеспечению россиян. Вот было бы глупо, если бы МВД хвалилось тем, что содержит за бюджетный счет участковые пункты милиции там, где нет ЧОПов.

И как обстоят дела с отдаленными селами и деревнями? Половина из объектов "Фармации" находится в… городах – Екатеринбурге (7) и центрах муниципальных территорий. К слову, на карте Свердловской области 94 муниципальных образования, в том числе 68 городских округов. Как сообщили "Уралинформбюро" в учреждении, за последние полтора года было открыто четыре аптеки в труднодоступных территориях, их адреса при этом не указали.

Зато только в Екатеринбурге за последнее время было открыто три новых аптечных пункта в городских больницах. Раньше там торговали частные аптеки – договора с ними принудительно расторгли, расчистив площади для "Фармации".

Как утверждается на сайте учреждения, в 2022 году будут открыты 30 аптек и аптечных пунктов. Из них лишь два мы с трудом смогли отнести к труднодоступным территориям.

Далеко не секрет, что одной из постоянных просьб к властям Свердловской области является улучшение системы здравоохранения. Судя по всему, было решено, что с задачей доступности лекарств "Фармация" справится, но надо дать ей базу роста, ведь содержание аптечных пунктов в глухомани дело убыточное. Учреждение получило госзадание (560 миллионов рублей в 2021 году) по обеспечению льготных рецептов. Теперь "Фармация" хранит у себя на складе и развозит по аптекам лекарства по ним. Разумеется, полностью решить проблемы льготников с мизерным числом аптек и пунктов сама "Фармация" не может, приходится привлекать частников. В итоге, нередки случаи, когда свердловчане обращаются с рецептами в негосударственную аптеку, а там нет нужного препарата. И правило отсроченного рецепта не действует – ни через сутки, ни через десять не привезут нужное лекарство. Льготникам предложат отправиться за бесплатным препаратом в далекую от них аптеку "Фармации".

Складывается впечатление, что ГАУ СО под руководством Андрея Герстнера озадачено исключительно коммерцией. Расширяется аптечная сеть на больничных площадях в городах за счет выдавливания конкурентов, оптом закупается стандартный ассортимент препаратов для розничной продажи – вот и вся стратегия.

Решение сложных задач ценится высоко – среднемесячная зарплата Герстнера в прошлом году составляла 230 тысяч рублей. В 10 раз больше средней зарплаты специалистов "Фармации".

Коллективный дурдом

С особым вниманием "Уралинформбюро" наблюдает за закупками "Фармации". На протяжении нескольких лет учреждение залезло в долги перед поставщиками. Дошло до арбитражных судов. Сейчас из бюджета (!) Свердловской области они гасятся. Само по себе удивительно – почему налогоплательщики должны расплачиваться за чьи-то грехи?


Андрей Герстнер. Фото: farmacia.ru

С приходом в директорское кресло Герстнера связывают новеллу коллективных закупок медучреждений региона. В идеальном варианте она несет плюсы. Несколько больниц, к примеру, решили закупить костюмы и халаты. Поставщиков – море, при конкуренции большая партия униформы выйдет дешевле.

У "Фармации" – размах, она заинтересовалась закупкой препаратов для онкологии. В масштабе Свердловской области это около 3 миллиардов рублей в год. При этом надо понимать, что на ряд лекарств установлена монополия зарубежных производителей, поэтому цена фиксирована и торг не уместен.

Как бы то ни было, ГАУ СО (определено, наверное, Минздравом) стало организатором коллективных закупок и даже вписывает в заявки свою потребность. Например, в июльском аукционе две екатеринбургские больницы запросили 264 флакона пембролизумаба, а "Фармация" – один флакон. Это один из самых дорогих противоопухолевых препаратов, более известный как китруд, производимый компанией MSD. В Россию он попадает через "Р-Фарм", которая контролирует рынок онкопрепаратов. Поэтому участник аукциона один, который подписывает контракт по максимально высокой цене.

Раньше наши больницы без "помощи" Герстнера также закупали китруд и прочее. Вопрос – что будет делать "Фармация" со своим флаконом? А таких флаконов и ампул онкопрепаратов, судя по сайту госзакупок, было законтрактовано немало. Так вот – учреждение их просто не выкупает, расторгая контракт на поставку.

Но есть более сложные схемы закупки. Одну из них мы выявили в 2021 году. Формируется заявка из дюжины препаратов, необходимых нескольким больницам. В него включается блокирующая позиция – препарат, который может поставить лишь один поставщик. У него не будет конкурентов на аукционе. В конкретном случае закупка была сформирована для победы подмосковного ООО "Регион". Экономия бюджетных средств на этой коллективной закупке была копеечной.

А как вам закупка "Фармацией" дезинфицирующих моющих средств в июле этого года? На аукцион допустили трех участников, стартовая цена – 599 тысяч рублей. В "остром" соперничестве она упала до… 596 тысяч.

Отдельного разговора заслуживает ремонт аптек и пунктов "Фармации". Желающих его провести не сыскать. Аукционы срываются – как правило, заявляется один участник, которому платят по максимуму. Чаще всего это малоизвестное ООО "УСК". Опять же мы не удивимся, если у нее армянские корни. Компании из окружения депутата Заксобрания Армена Карапетяна долгое время зарабатывали на ремонте зданий Свердловского онкодиспансера, также подконтрольного Минздраву.

"Экономия бюджетных средств является главным критерием оценки эффективности закупочных процедур. Впервые занявшись организацией совместных закупок в прошлом году наше учреждение с этой задачей успешно справилось", – заявляет Андрей Герстнер.

Это – субъективная оценка директора "Фармации". Объективности ради – с таблетками нам дурят мозги.

Вадим ДЫНИН

Еще в сюжете: "Золотая пилюля" Андрея Герстнера