Картонная лодка Лаврентьевых – курс на крушение?

Взгляд на фабрику долгов.

Экономическая ситуация в России напоминает ожидание снежной лавины в горах. У многих есть понимание, что накопилась проблемная масса, которая может и накрыть с головой.

Антироссийские санкции подталкивают топ-менеджеров разных отраслей и предприятий к прогнозам "хуже рынка". Косвенно эти прогнозы уже отражаются в обвале потребительского спроса. Сейчас праздник в продуктовых магазинах небольших городов и поселков – это вечер пятницы, когда выстраиваются очереди у касс: люди хотят порадовать себя хоть в летние выходные.

Если в мегаполисах есть какой-никакой маневр с работой, то в городах-заводах все "на тоненького". Взять, к примеру, городской округ Белоярский в 50 километрах от Екатеринбурга. Одно крупное предприятие – основной налогоплательщик, аграрии и малый бизнес так и не стали столпами для бюджета.

За вакантное место главы администрации округа несколько месяцев идут тараканьи бега с расчетом получить доступ к приватизации земельных угодий в пригороде Екатеринбурга. А между тем муниципалитет оказался в зоне повышенной лавинной угрозы. Основной налогоплательщик – Белоярская фабрика асбокартонных изделий в долговой яме, из которой недалеко и до банкротства.

22 июля арбитражный суд Свердловской области начнет рассмотрение иска ПАО "Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат" (более известный как "Ураласбест") к ООО "БФАИ" о взыскании 118 миллионов рублей. В более чем столетней истории предприятия-ответчика это рекордная сумма иска.

Не ждали

"Ураласбест" не планировал судиться с "родней". В этом году ровно 30 лет, как фабрика перестала быть подразделением "Ураласбеста" и сформировала самостоятельное юридическое лицо под руководством Владимира Лаврентьева. Но "пуповина" между предприятиями осталась навсегда: это хризотил, без которого невозможно произвести асбокартон – теплоизолирующий стройматериал для объектов металлургии, машиностроения, энергетики и повышенной пожароопасности.

Знакомство с открытой бухгалтерской отчетностью БФАИ в совокупности с экспертными оценками, полученными "Уралинформбюро", дают тревожную картину. Что-то на фабрике скрывают, в том числе от основного поставщика.

Гендиректор "Ураласбеста" Юрий Козлов в своем кресле с 1995 года. Он хорошо знаком и с владельцами БФАИ семьей Лаврентьевых, и с производственным циклом на фабрике. Взыскиваемый долг – это практически годовой (!) объем потребляемого сырья. Как матерый управленец мог допустить такой "хвост"?

Есть информация, что из-за неплатежей на стыке 2021-2022 годов БФАИ не получала хризотил. Иск поступил в суд лишь 10 июня. Значит, до мая Козлов верил в обещания Лаврентьевых и, вероятно, смотрел в их финотчетность.

Выручка БФАИ в 2021 году на уровне 2017-2018 годов – 840 миллионов. Управленческие расходы тоже примерно равные (и также внушительные) – 285 миллионов. Себестоимость – 464 миллиона (в 2018 – 422). Вот с чистой прибылью "нескладушки": в 2016-2018 годах по 100-150 миллионов, а в прошлом году только 16 миллионов рублей.

В Белоярском 11 тысяч жителей, там новости передаются из уст в уста. Так что не секрет, что зарплата фабричных рабочих (30-35 тысяч рублей) не индексировалась лет пять. Тяжелые условия труда, высокая текучесть кадров, крах диверсификации производства, благодаря которой Лаврентьевы попытались уйти от вековой привязки к асбокартону. Одна футбольная команда фабрики радует своими победами, которые работяги на хлеб не намажут.

Трое в лодке

Юрия Козлова, вероятно, обманул имидж Белоярской фабрики, который до 2013 года упорно создавал Владимир Лаврентьев. Когда он уходил с поста гендиректора, переписал поровну свои 75% долей в БФАИ на двух сыновей. Старший Олег тогда был и до сих пор остается исполнительным директором фабрики, младший Игорь из коммерческого директора превратился в генерального. И, более того, у него уже несколько лет 51%, благодаря выкупу части долей у главбуха Башуровой.

Олег, Владимир и Игорь Лаврентьевы

Лаврентьев-старший в свои 79 лет исправно ходит на работу. У него сохранились наработанные связи с чиновниками и промышленниками Свердловской области. Он мог убеждать и Козлова.

На сайте фабрики практически нет открытой информации о производственной деятельности за последние годы. Но в череде праздничных поздравлений гендиректора все же нашлась новость за декабрь 2021 года, где утверждается, что введены в эксплуатацию дополнительные производственные мощности, доля рынка асбокартона увеличена до 92% (!), экспорт вырос до 27%. А в 2022 году объемы производства должны увеличиться ещё на 25%. Про план расчета по долгу с "Ураласбестом" нет ни слова.

Глядишь, была бы у Лаврентьевых "соточка" прибыли за прошлый год, могли бы и с долгом рассчитаться. А сейчас ситуация незавидная. Банки, если и дадут кредит, то на драконовских условиях. "Ураласбест" иск выиграет и будет вправе поставить вопрос о банкротстве должника. А там 250 работников, и социальный взрыв в год выборов губернатора Свердловской области порадует лишь политических оппонентов Евгения Куйвашева. А Игорь Лаврентьев, кстати, возглавляет отделение "Единой России" в Белоярском. В 2021 году он пытался стать депутатом Госдумы – то ли бежал от долгов, то ли надеялся получить административный рычаг.

Даже с четвертью поставок продукции на экспорт БФАИ мало зависима от внешней конъюнктуры. Даже наоборот – потребность в импортозамещении открывает перед предприятиями в глубинке невиданные перспективы. Фабрика в прошлом десятилетии вывела на рынок продукцию под торговой маркой AVANTEX на безасбестовой основе. Но ни картон, ни огнеупорная вата, ни одеяла не держат лодку Лаврентьевых на плаву, производство на глазах скукожилось.

Такое впечатление, что декабрьская публикация о громадье планов фабрики была адресована персонально Юрию Козлову. Пиарщики убаюкивали гендиректора "Ураласбеста" под Новый год. А весной он встрепенулся, но не поздно ли?

Областные чиновники в курсе проблем БФАИ. Их не волновали проблемы с зарплатой рабочих, хотя она и была в полтора раза ниже средней по Свердловской области. Иное дело, когда у Лаврентьевых не окажется средств, чтобы платить даже 30 тысяч рублей. Причины долгового кризиса фабрики им тоже непонятны.

Есть важный нюанс, на который мы наткнулись в картотеке арбитражного суда Свердловской области. 1 августа там начнется рассмотрение иска Олега Лаврентьева об исключении Игоря Лаврентьева из участников ООО "Белоярская фабрика асбокартонных изделий". Брат-миноритарий пошел на брата-мажоритария! Значит, действительно, есть то, что трое в лодке скрывали от посторонних глаз. "Уралинформбюро" продолжит изучение тайн бизнеса семьи Лаврентьевых из Белоярского.

Вадим ДЫНИН

фото: Вадим Осипов, из книги "100 лет БФАИ"

Еще в сюжете: Лаврентьевы: фабричная история