Муки переработки

Горе без ума.

В России привыкли хоронить мусор на свалках. Скандальная и тяжелая реформа кардинально ситуацию исправить не может – около 90% отходов все также идет на полигоны. Там фактически валяются миллиарды рублей, которые не зарабатываются на переработке.

План Путина

Все в курсе, как в развитых странах можно сдавать бутылки в специальные автоматы и тем самым возвращать часть стоимости напитка, как делают кроссовки из переработанной жевательной резинки, как дают новую жизнь поношенной одежде и так далее. Сегодняшняя Россия – не про это. И мусорная реформа остается "золотой" лишь из-за тех вложений, которые делают в нее сами россияне и государство. Вдумчивое обращение с отходами с целью создания нового продукта остается частной инициативой, а зарабатывают на мусоре в России лишь олигархи, занятые строительством сортировочных комплексов.

"Если бы у нас изначально строили не миллиардные сортировочные заводы, а перерабатывающие, мы бы тогда извлекали прибыль на переработке мусора […] Мы посмотрели Тюменский сортировочный комплекс, задали вопрос о рентабельности, оказалось, что она составляет 9-12% – по сути, такие заводы нерентабельные", – рассказал "Уралинформбюро" лидер общественного объединения "Экоправо" Андрей Волегов.

Активист не первый день лоббирует строительство в Нижнем Тагиле мусороперабатывающего предприятия, объясняя это тем, что оно будет значительно дешевле, эффективнее и выгоднее. "Что должны сортировать комплексы? Люди в мусорное ведро складывают и органику, и бумагу, это все промокает, в баках все перемешивается, мусоровоз уплотняет, получается каша. Для сортировочных заводов никакой работы не остается", – говорит он.

Национальный проект "Экология" предполагает, что до 2030 года в стране будет обеспечена 100% сортировка мусора, а также вдвое снизится объем отходов, направляемых на полигоны. Правительство ставит цель к 2030 году добиться использования 40% вторичных ресурсов в строительстве, 50% – в сельском хозяйстве, 34% – в промышленности. И, кстати, в 2018 году президент Владимир Путин обещал, что в России до 2024 года должны появиться как минимум 200 мусороперерабатывающих заводов.

Удастся ли достигнуть поставленных целей? Сложный вопрос, учитывая, что Счетная палата России осенью 2020 года сообщала, что уровень переработки отходов в стране не превышает 7%.

Как рассказал исполнительный директор регионального оператора ООО "ТБО "Экосервис" Радик Хисамутдинов, чтобы в Свердловской области появилась база для активной работы бизнеса в сфере переработки, а отрасль обращения стала привлекательной для инвесторов, необходимо создать мощности на 1,5 миллиона тонн обработки твердых коммунальных отходов (ТКО) и 0,6 миллиона тонн утилизации.

"Если перевести эти потребности в деньги, то нам сегодня нужно вложить практически 30 миллиардов рублей в строительство объектов. Пока говорить о заработке для широкого спектра компаний рано", – отметил он.

Хисамутдинов подчеркивает, что ежегодно в регионе образуется порядка 1,5 миллиона тонн ТКО, при этом лишь 10% направляется на утилизацию и обезвреживание.

Равнение на США

"На сегодняшний день полигон – это регулируемый вид деятельности, куда государство смотрит, и говорит "тут много, тут мало", а на утилизирующие компании никто не смотрит. Соответственно, региональному оператору проще все захоронить, закопать, закатать, деньги получить и забыть", – сетует председатель правления Союза отходоперерабатывающих предприятий УрФО Сергей Литвиненко.

Отрасль мусоропереработки, по его мнению, не развивается из-за нехватки сырьевой базы и в бизнес "никто не лезет": "Что такое ТКО? Это когда мы, например, картон, бумагу, бутылку, пластик кидаем в контейнер для ТКО, и они становятся ТКО. После этого уже не пригодны для дальнейшей переработки, потому что много затрат. Отрасль не развивается. У нас в союзе много предприятий, но они не развиваются, потому что не могут наладить диалог с региональными операторами по получению сырьевой базы".

Глава Союза приводит в пример работу стекольных заводов. По его словам, эти предприятия готовы использовать все больше "вторички", но есть серьезный нюанс. "Представьте себе, стоит крупный завод, у него есть поставщики, которые привозят стекло по 8 рублей. Есть еще ряд поставщиков, которые хотят продать по 9-10 рублей. А 8 рублей – это стоимость кварцевого песка. И если он только один раз возьмет за 9 рублей, то все захотят сдавать по 9. А в итоге завод откажется полностью от переработки этого стекла, потому что дорого", – рассказал Сергей Литвиненко.

Сейчас Союз отходоперерабатывающих предприятий стремится к тому, чтобы эти предприятия могли без региональных операторов (!) создавать свою систему сбора вторичных материальных ресурсов от населения. По мнению Радика Хисамутдинова, проблема в том, что до старта мусорной реформы в России не занимались вопросами экологического воспитания и просвещения.

"Система раздельного сбора отходов помогает существенно увеличить долю перерабатываемых отходов. Но важно понимать, что ее внедрение – не одномоментный процесс. Здесь должны заработать сразу несколько механизмов: создание инфраструктуры по приему вторсырья, развитие перерабатывающих мощностей, плюс в процесс раздельного сбора должны включиться граждане", – подчеркивает он.

Исследовательское агентство Magram Market Research в 2020 году выяснило, что 74% россиян не сортируют отходы. Большинство из них (53%) считают, что это бессмысленно, так как потом весь мусор все равно сбрасывается "в одну кучу".

"Я думаю, что постоянная работа приучает людей к определенному образу жизни. Не надо их мотивировать, надо создать условия, чтобы им было комфортно, надо к ним пододвинуться. А у нас что происходит? Приходит машина и весь отсортированный мусор сбрасывает в один кузов – реакция населения соответственно негативная", – отметил Сергей Литвиненко.

За примером обратного далеко ходить не надо. Зрители пекинской Олимпиады обратили внимание на красочную и очень удобную форму сборной США. Ее созданием занимался модный дом Ralph Lauren. Там с особой гордостью заявляют, что половина использованной в олимпийской коллекции шерсти и весь полиэстер – это вторичный переработанный материал.

Артём ПЕТРОВ

Еще в сюжете: Ветер мусорной реформы