ЛСР уходит в отрыв
Плитки в домах Мичуринского.
"Хорошо иметь домик в деревне", - учит известный рекламный слоган. Деревня не деревня, а жилье на окраине города, рядом с лесом и речкой, готовы купить многие. Жильцы новостроек на улице Цветоносной (микрорайон Мичуринский), выбирая квартиры, тоже стремились к комфорту и чистому воздуху… а получили протекающие карнизы, плесень в подвалах, "горбатые" крылечки у подъездов и "втяжную" вентиляцию вместо вытяжной. Как это получилось и почему, корреспондент "Уралинформбюро" выяснил вместе с жителями дома на Цветоносной, 17.
"Кот в мешке" с видом на пустырь
Мичуринский - бывшая "торфяная" окраина Екатеринбурга, ныне активно застраивается малоэтажными жилыми домами с закрытой территорией дворов и расширенным благоустройством. Застройщик ("Группа ЛСР") в рекламе на своем сайте представляет район как "идеальное место, где хочется жить всей семьей": там и лес, до которого рукой подать, и собственная газовая котельная, и соседство с "уникальным общеобразовательным центром" и крупными торговыми комплексами.
Наталья Бектуганова поверила этим посулам, переехала из Пермского края в Екатеринбург вместе с домочадцами, купила жилье на Цветоносной… и теперь, похоже, жалеет о своем выборе.
"Когда мы приехали к ним в офис смотреть квартиры в новостройках ЛСР, нам их отказались показывать, сослались на то, что, мол, по требованиям безопасности проход на стройку запрещен, - рассказала Наталья корреспонденту "Уралинформбюро". - Хотя мы до этого смотрели строящиеся квартиры в Академическом и у "Брусники", и там таких ограничений не было: покупателю выдают каску и ведут смотреть строящиеся квартиры".
Тем не менее Наталья и ее супруг решили рискнуть: на ипотеку приобрели жилье в одной из четырехэтажных новостроек на улице Цветоносной. Заплатили немало: около 4,5 миллиона рублей. Но "овчинка" тогда показалась стоящей выделки: все-таки двухуровневая квартира площадью 79 квадратных метров, да и застройщик известный, уважаемый и авторитетный.
На первый взгляд, дома на Цветоносной вполне презентабельно выглядят
Но, как известно, не все то золото, что блестит. Уже в первый год проживания внезапные неприятности посыпались на Бектугановых, причем в прямом смысле слова: то заметят, что кровля на лоджии пропускает дождевую воду, а обшивка и вовсе отваливается, то обнаружат, что ламинат трескается (его пришлось заменять за свой счет).
А вскоре "повело" обои под потолком – из-под них посыпалась штукатурка. "Я подумала, что протечка, написала заявление в ЛСР, через два месяца пришли их сотрудники. Полезли на крышу, начали вскрывать черепицу, чтобы проверить утеплитель, и я краем уха услышала их разговор: мол, на крыше все сырое", - вспоминает Наталья.
Недавно Наталью Бектуганову выбрали председателем Товарищества собственников недвижимости "Цветоносное", так что о проблемах своего квартала она знает не понаслышке и не только на примере своей квартиры. Как оказалось, качеством работы застройщика недовольны многие жильцы, а список строительных "ляпов" не ограничивается интерьером квартир.
Ноктюрн на "флейте" ржавых труб
Закрытый двор без машин, уютная детская площадка. Живи да радуйся?
Блокированная застройка на Цветоносной на первый взгляд производит приятное впечатление: аккуратные "пряничные" домики, на въезде во двор – ворота с электроприводом, не дающие парковаться перед подъездами. Тишь, гладь, благолепие. Ощущение, что гуляешь по американскому городку вроде Твин Пикса – которое, впрочем, сильно портят унылые пустыри с бурьяном, окружающие новостройку.
У госкомиссии, принимавшей дом №17 два года назад, тоже не возникло вопросов к качеству объекта. Впрочем, члены ТСН тогда проинспектировали лишь свои "квадратные метры", а в приемке общедомового имущества не участвовали, утверждает жилец Татьяна Кокарева. Да и никакого ТСН на тот момент не было в природе: содержанием новостройки занималась некая управляющая компания, которую, как утверждает Татьяна, привлек к работе сам застройщик.
Неизвестно, как управляющая компания исполняла свои обязанности, но к настоящему моменту все четыре корпуса дома под номером 17 выглядят так, словно им не два года "от роду", а минимум полвека: плиты на входных группах подъездов отходят и, похоже, не имеют утеплителя, на потолках подъездных тамбуров зияют наспех заделанные трещины, плитка у входов в подвалы отваливается, часть бордюров на выезде со двора раскрошены.
Жильцы утверждают,что вес этой плитки около 9 килограммов. А теперь представим, что она упала на голову ребенку
Член правления ТСН "Цветоносное" Михаил Г. по образованию инженер, и на своем веку повидал всякий брак, в том числе строительный. Но вид водостоков на фасадах дома даже его повергает в ступор.
"Смотрите, труба шатается! А из нее вода стекает прямо на крыльцо, даже до газона не доходит. А почему? А потому что лоток плохо смонтирован, между звеньями вон какие щели. Вода через них просачивается в подвал, фундамент намокает. Потом зимой эта вода в подвале застынет, пойдут трещины, весной их еще больше разорвет, и рано или поздно фундамент начнет рушиться", - печально прогнозирует собеседник агентства.
И тут же добавляет: "Осторожнее по этому крыльцу ступайте. Оно, видите, как замощено? Плиты уложены неровно, не ровен час, запнетесь".
"Горбатое" крыльцо ежедневно проверяет на прочность ноги жильцов.
"Из-за сырости в подвалах начала расти плесень, - подключается к беседе Наталья Бектуганова. - И не только в подвалах, но и в ванных комнатах грибок образовался. А ведь большинство жильцов – это семьи с детьми. Они их ведут в ванну мыться, а там грибок. Мы сколько раз жаловались застройщику, от них приходят рабочие, зачистят заплесневелые места, заново покрасят, и все. А ведь проблема не устранена!"
К качеству водопроводной воды у жильцов дома на Цветоносной тоже масса претензий. Когда вселялись, она была идеально-чистой, с красивым голубоватым отливом. А сейчас мутная и грязная, цвета помоев. Михаил предполагает, что причина в ржавчине, наросшей внутри труб внутридомовой разводки. В квартирах трубы пластиковые, а вот в подвалах - металлические.
"Напор слабый, при большом потреблении эту ржавчину сдирает, и она идет в квартиры. Мы сколько раз просили застройщика заменить трубы в подвале на пластик! Бесполезно, нас не слышат. А ведь домам еще только два года. Что же будет, когда им "стукнет" двадцать лет?" - возмущается Михаил.
Члены ТСН "Цветоносное" давно просят застройщика заменить эти металлические трубы на пластиковые. Надоело пить ржавую воду!
Треснул фасад – жилец виноват?
Вопрос, что называется, из разряда риторических. А вот по адресу ли жильцы направляют свои жалобы? Может быть, виноваты сами "эксплуатанты"? По крайней мере, именно такой версии придерживаются в "Группе ЛСР".
"Отметим, что исковые заявления в арбитражный суд на устранение тех или иных замечаний подают не жители, а управляющие компании, которые хотят переложить часть ответственности за ненадлежащую эксплуатацию дома на плечи застройщика. Процент этих исков по отношению к объему ежегодно возводимых квадратных метров жилья крайне невелик.
Мы соблюдаем нормы гарантийного обслуживания и делаем ремонты там, где выявляются недостатки выполненных строительных работ, вызванные некачественной работой подрядчиков. Кроме того, как показывает судебная практика, половина замечаний либо не подтверждается в ходе судебных экспертиз, либо является результатом ненадлежащей эксплуатации дома со стороны жильцов или управляющей компании", - гласит официальный ответ пресс-службы компании на запрос "Уралинформбюро".
Невооруженным глазом видно: часть стены в подъезде белая,а часть - бледно-желтая. Причуды ремонтного "дизайна"?
Отметим: гарантийные ремонты в доме на Цветоносной действительно велись, но жильцы их качеством недовольны. Они до сих пор не понимают, как можно было отвалившийся кусок белой штукатурки заменить штукатуркой желтой – и этим еще больше изуродовать стену в подъезде. Кроме того, количество ремонтов несоизмеримо с числом жалоб, составленных в адрес застройщика членами ТСН "Цветоносное". Да и список огрехов велик: там и провалы в асфальте на придомовой территории, и отслоение плитки у подъездов, проваливающийся бехатон у подъездов, трещины на фасаде, протечки козырьков над подъездами, протекающие бетонные лотки водовода, отваливающиеся приямки у слуховых окон подвалов. В общей сложности — порядка 13 пунктов.
Можно, конечно, обвинить в плохом качестве подрядчиков… но сегодня их уже днем с огнем не найти. К тому же половина уже обанкротились. А вот идею с экспертизой жильцы вполне поддерживают. Более того, не пожалели 110 тысяч рублей на ее организацию, когда дело дошло до суда. В своем иске, поданном в апреле 2019 года, граждане требуют от застройщика исправить обнаруженные недоделки за свой счет.
Однако суд затребовал доказательства, что эти недоделки не плод фантазии истцов. В июле жильцы нашли нужного специалиста. В этой роли выступил сотрудник негосударственной экспертной организации ООО "Независимая экспертиза" Валерий Бердников. Какой же вердикт он вынес?
Клали плитку на живую нитку…
Скажем прямо: весьма исчерпывающий. Эксперт подтвердил, что асфальт и бехатон местами проваливаются, плитка отходит, штукатурка отслаивается, подъездные козырьки протекают, бетонные лотки водосливов установлены неровно, и не у каждого подъезда, подвалы промокают, а фасады "трещат".
Водоприемный лоток здесь "для галочки": вода через щели уходит в подвал, медленно, но верно размывая фундамент дома
Также в ходе экспертизы обнаружилось, что во 2-м подъезде дома №17/2 часть плитки на полу "бухтит" (то есть уложена на пустоты). Кроме того, экспертиза выяснила и причины строительного бедствия. Так, трещины в цементно-бетонной стяжке на кровле, по мнению Валерия Бердникова, вызваны отсутствием температурно-усадочных швов, которые, в свою очередь, не были предусмотрены в проектной документации.
Отслоение керамической плитки в подъездах – следствие некачественного выполнения работ. Как выяснилось, цемент на эту плитку наносился не по всей поверхности, а "точечно". Разрушение бортового камня, как считает эксперт, произошло потому, что материал бордюров изначально был не ахти.
Краткая выдержка из акта экспертизы однозначно указывает, кто виноват в изъянах дома. Скан предоставлен ТСН "Цветоносное".
Трещины в штукатурке, согласно выводам экспертизы, вызваны проникновением атмосферных осадков на ростверки фундаментов зданий. Проще говоря, дождевая вода через щели между фасадом и козырьками приямков проникает в подвалы - хотя козырек должен плотно прилегать к стене. Свой "вклад" в намокание фундамента вносят и многочисленные провалы, просадки и контруклоны в отмостке дома: из-за них она не "держит" дождевую воду.
Разобрался эксперт и с тайной протечек в козырьках подъездов: всему виной слабая рулонная кровля, к тому же настеленная без нужного уклона. А бетонные лотки водосливов мало того что плохо смонтированы (стыки секций не "зачеканены" растовором), так еще и установлены неровно и не имеют под собой 50-миллиметровой бетонной подушки, препятствующей проникновению дождевых стоков в подвал.
Вот и ответ на вопрос, откуда протечки в тамбурах подъездов: воду пропускает кровля козырька
Корень зла здесь - в нарушении проектной документации, уверен эксперт. Впрочем, не только: как следует из акта, большинство недоделок в доме №17 на улице Цветоносной вызваны некачественным исполнением работ и ошибками проекта, и лишь некоторые возникли по причине естественных осадочных явлений. Результаты экспертизы находятся в распоряжении "Уралинформбюро".
Патрушиха, назад!
Следует отметить, что жильцы дома №17 вовсе не считают "Группу ЛСР" недобросовестной компанией. Как призналась Татьяна Кокарева, ранее она жила в "лсровском" доме на улице Таганской, и вполне довольна его качеством. Что же не так с домами на Цветоносной?
Версий множество. Одна из них кроется в природных особенностях района. Как ранее писало "Уралинформбюро", Мичуринский и Широкая Речка расположены на бывшем торфянике. Эка невидаль, воскликнет искушенный в геологии читатель: такие участки занимают примерно 5% территории Екатеринбурга (если верить проекту Генплана развития города до 2035 года), и на них разрешено жилищное строительство.
Улица хоть и называется Цветоносной, но под ней вполне могут быть залежи торфа...
Правда, разрешено при соблюдении важных технических условий. Например, в планировочном районе Широкореченском (к которому относится и Мичуринский) разработчики проекта Генплана советуют сначала углубить и "профилировать" русло реки Патрушихи, провести водопонижение на окружающих реку территориях с залеганием торфа на глубину более 2 метров, а сами торфяные участки обработать методом "технических полос" - то есть полностью удалить торф из-под будущих зданий, магистралей и инженерных коммуникаций.
Затем эти площадки следует засыпать минеральным грунтом и "уплотнить", а для защиты от грунтовых вод еще и обустроить дренаж. Меры отнюдь не излишние: ведь раньше русло Патрушихи проходило в другом месте. А в советские времена его "откорректировали" для более эффективной торфодобычи. Итог закономерен: Патрушиха перестала выполнять функцию "естественного дренажа", а ее долина превратилась в плоскую заболоченную котловину, в которой, как утверждают авторы Генплана-2035, происходит застаивание поверхностных и грунтовых вод.
То, что район – проблемный для застройки, понимают, кстати, и в руководстве "Группы ЛСР". Так, на недавнем заседании комиссии гордумы Екатеринбурга по городскому хозяйству гендиректор "ЛСР. Недвижимость–Урал" и по совместительству депутат городского парламента Владимир Крицкий в очередной раз посетовал на плохую обеспеченность района дорогами и инженерными сетями.
Депутат гордумы Владимир Крицкий, по совместительству - генеральный директор "ЛСР. Недвижимость–Урал"
"Еще год-полтора, и водоотведение из этого района будет невозможно", - предупредил он. По мнению Крицкого, ситуацию мог бы исправить новый коллектор, причем к его строительству нужно приступить как можно быстрее, а оплатить проектирование должен… городской бюджет, с последующей компенсацией из средств застройщиков, работающих на Широкой Речке. По приблизительным подсчетам, цена вопроса превышает 12 миллионов рублей, не считая 300 миллионов на строительство (этим займется, скорее всего, МУП "Водоканал", но окончательное решение пока не принято).
Что ж, видимо, жильцам "Цветоносного" остается терпеливо ждать, пока не найдутся деньги на проектирование и строительство этого волшебного коллектора. И молиться, чтобы за время ожидания с их домов окончательно не отлетела плитка и не треснули фасады.
Евгений СУСОРОВ.