Долина чудная уральская
Провальная?
Екатеринбургу пришлось пойти на жертву ради особой экономической зоны "Титановая долина". Депутаты гордумы освободили ее "дочернюю" площадку на Уктусе от уплаты земельного налога. Впрочем, что такое 6,6 миллиона рублей в год по сравнению с зарплатами топ-менеджеров ОЭЗ?
Генералы имиджа
Недавно о "Титановой долине", которая редко генерирует информационные поводы, вспомнил депутат областного парламента Александр Ивачев. Он задался традиционным вопросом – можно ли считать работу ОЭЗ эффективной?
В 2017 году директорат "Титановой долины" получил доход в 17,9 миллиона рублей. "Один из главных показателей эффективности "Титановой долины" – это вложения резидентов и их количество. Объективно, откинув мелкие производства, там есть только одно предприятие – это Ural Boeing. На данный момент "долина" со всеми ее привилегиями существует только благодаря этой компании. Только на создание около 400 рабочих мест в Верхней Салде (там находится основная площадка ОЭЗ – прим. ред.) мы потратили из областного бюджета около 2,5 миллиарда рулей, еще один миллиард пришел из федеральной казны", – заявил "Уралинформбюро" Александр Ивачев.
В "Титановой долине" не скрывают размер выплат управленцам. В 2018 году зарплаты остались примерно на том же уровне. В ОЭЗ объясняют, что они сформированы с учетом успехов и достижений. В качестве примера – в 2017 году журнал fDi Intelligence включил "Титановую долину" в свой рейтинг Global free zones of the year. Она была признана единственной свободной зоной в мире, специализирующейся на металлургии, а также попала в список ОЭЗ, которым удалось привлечь самых крупных инвесторов (речь идет о Boeing). В 2018 году журнал вновь отметил "долину". На этот раз эксперты оценили приход компании "СТОД-Урал". Рейтинг был опубликован в октябре, а в декабре этот резидент оказался на грани отказа от проекта из-за нерешенного вопроса с железной дорогой.
Провал резидента
Сейчас на сайте "Титановой долины", которой пошел девятый год, представлен список из 14 резидентов. Значительная часть компаний так и не занялась серьезной работой.
Взять тот же "СТОД-Урал" – инвестиции в завод по переработке древесины оцениваются в 15 миллиардов(!) рублей. Планируется создать 900(!) рабочих мест. А необходимого железнодорожного подъезда нет и в помине. Бизнесмены ждут, когда власти Свердловской области в конце-концов подпишут концессионное соглашение с РЖД на 1,8 миллиарда рублей.
Если ожидание затянется, инвестор может "сделать ноги".
Кстати, в 2017 году резидентов было 13. А руководство "долины" излучало оптимизм: "По состоянию на 31.12.2017 ведутся переговоры с 25 компаниями (из них девять – иностранные) из авиакосмической и машиностроительной отраслей, а также с производителями медицинских изделий". И где эти 25 бродили весь 2018 год?
"Они ("Титановая долина" – прим. ред.) чем занимаются сейчас? Из года в год на бумаге "рисуют" резидентов. Они заключают соглашения с некими фирмами, которые высказывают намерение открыть производство. "Титановая долина" отчитывается, что количество есть. Но оно номинальное. В Верхней Салде все равно пустое поле. Стоимость рабочего места составляет два с лишним миллиона. Сумасшедшие деньги, которые в любое место вложи, получишь большую отдачу. У нас же она почти нулевая", – говорит Александр Ивачев.
Одним из "призраков" можно считать ООО "НордБазальт", получившее статус резидента в 2016 году. Запланированный объем инвестиций – 2 миллиарда рублей. Выход производства на проектную мощность (5 000 тонн базальтовых композитов) был намечен на 2018 год.
Два года назад директор компании Андрей Панаско заявлял: "Наше производство составит конкуренцию на рынке стекловолокна. У нас разработана собственная технология, которая является ноу-хау в отрасли. У нас есть площадка с преференциями и инфраструктурой – ОЭЗ "Титановая долина", благодаря которой при создании производства мы сэкономим до 30%. Поэтому мы очень благодарны региональным властям и членам экспертного совета за поддержку нашего проекта".
В реальности – пока пустое место. Найти информацию о "НордБазальт" в открытом доступе практически невозможно. В штаб-квартире "Титановой долины" на вопрос о резиденте отреагировали нервно (!) и не смогли предоставить его контакты.
Не без труда, но "Уралинформбюро" удалось найти Андрея Панаско. Он сообщил, что строительство еще не началось, пока идет стадия инвестирования. Реализацию проекта "откинул назад" уход основного соинвестора – финской компании Basalt Products BPO Oy (она же должна была потреблять продукцию).
Мы были вынуждены сменить основного соинвестора. Компания не пробилась через ряд требований Минфина. Она самоустранилась, заявив, что не может работать в России. Объем необходимых инвестиций очень значительный, своими силами мы не справимся. Внешний инвестор – жесткая необходимость", – заявил бизнесмен.
Вот она российская действительность! Хотели прийти финны, русские их ждали, а Минфин не дал. То есть это федералы "рубят на корню"?
Пока мы искали директора "НордБазальт", наткнулись на интересный факт, отраженный в официальной статистике. Не ведущая какой-либо деятельности компания с уставным капиталом в 10 000 рублей в июне 2017 года вошла в учредители питерского ООО "СХМ Северо-Запад", внеся в уставной капитал 1,246 миллиарда рублей. Можно, конечно, предположить, опираясь на заявление Панаско, что в такую сумму оценено их ноу-хау.
"Черная дыра" в голом поле
По итогам 2017 года прибыль "Титановой долины" составила 1,2 миллиона рублей. В ОЭЗ подчеркивают, что главная задача управляющей компании – это привлечение резидентов и создание им необходимых условий, а не заработки. В качестве сравнения показателей приводятся ОЭЗ "Алабуга" (Татарстан) и "Липецк". Их убыток в позапрошлом году составил 923 миллиона и 38,4 миллиона рублей соответственно. Правда, за скобками остается, что на "Алабугу", открытую в 2006 году, приходится более половины частных инвестиций в российские ОЭЗ. И работают там уже 30 резидентов, включая Ford.
Что не так с "долиной", которая никак не становится золотой? По мнению экспертов, одна из главных проблем – неудачно выбранное место. Титульная площадка находится в Верхней Салде – за 170 километров от Екатеринбурга. Поездка на машине – больше двух часов. За это время можно долететь из Екатеринбурга в Москву, напрочь забыв про ОЭЗ, что, собственно, и сделали финны.
Миллиарды рублей потрачены для того, чтобы к площадке в открытом поле были подведены сети. Железнодорожной ветки до сих пор нет.
Надо было сразу брать площадку, которая была бы практически обеспечена сетями. Это была глобальная ошибка, которая привела к тому, что проект убыточный. Видимо, он никогда не отобьется. Наши вложения никогда не окупятся. Потому что там 15-летний льготный период и налогооблагаемая база не такая высокая. Это все черная дыра, в которую вложили деньги, но ничего не получим", – прогнозирует Александр Ивачев.
Парадоксальная ситуация. Чтобы не возвращать потраченный федералами миллиард, свердловчанам пока что приходится генерировать оптимизм по поводу "Титановой долины". Это позволяет руководству ОЭЗ ездить в дорогостоящие для бюджета зарубежные командировки – надо же искать новых резидентов и поднимать рейтинг публикациями в закордонных изданиях.
Артем ПЕТРОВ
Еще в сюжете: Долина чудная уральская
- Суд не стал смягчать наказание экс-замминистра экономики Свердловской области
- Куйвашев попросил Москву о расширении "Титановой долины"
- Свердловские власти утвердили место под четвертую площадку "Титановой долины"
- Суд спустя два года поставил точку в деле экс-главы "Титановой долины"
- "Титановой долине" хотят выделить почти четверть млрд рублей из свердловского бюджета