С агломерацией в ЭКСПО
Новое качество жизни для Екатеринбурга.
Проведение Всемирной универсальной выставки в 2025 году в Екатеринбурге станет ускорителем модернизации не только уральской столицы, но и многих городов на карте Свердловской области и Урала. Общероссийский форум стратегического развития "Города России 2030: цифровое будущее" указал на вектор стремительного движения к агломерации.
Объединение к лучшему
Давно не новость, что объединение ведущих городов Уральского региона в сеть агломераций — ключевая составляющая стратегии пространственного развития, продвигаемой как на региональном, так и на федеральном уровне. По словам врио директора Департамента планирования территориального развития Минэкономразвития РФ Алексея Елина, субсидирование регионов из федеральной казны будет впрямую зависеть от того, есть у региона такая стратегия или нет.
Екатеринбургская агломерация – одна из ведущих по размерам и населению среди 45 крупных межмуниципальных образований в регионах России. Столичные эксперты признают, что "Большой Екатеринбург" и в нынешнем, "несобранном" виде является абсолютным лидером экономического развития среди агломераций страны, занимает второе место по человеческому капиталу и третье по качеству городской среды.
"Екатеринбург — это сердце области, от которого во многом зависит пульс жизни, политическая стабильность, созидательный настрой общества, благополучие всего региона.
Именно столица Урала должна стать примером для других территорий, энергетическим центром всех качественных преобразований области. Потенциал и возможности для этого есть", — убежден губернатор Евгений Куйвашев.
По мнению представителя московского Центра экономики инфраструктуры Игоря Пеньевского, для улучшения своих высоких показателей Екатеринбургу необходимо разобраться с дорожными пробками, развивать рельсовый транспорт, усилить позиции "университетского" города и активней привлекать штаб-квартиры международных (в том числе финансовых) организаций.
Но ведь строится Екатеринбургская агломерация не в вакууме! Невозможно просто так взять и объявить 14 городов (ядро ЕА) "одной командой", и ждать, что после этого муниципальная экономика пойдет на подъем, а пробки на дорогах волшебным образом рассосутся. В идеале необходимо создать своего рода межрегиональную "вертикаль агломераций", или, как поэтично назвал эту структуру заместитель министра строительства Свердловской области Владимир Вениаминов, "созвездие".
Как ранее сообщало "Уралинформбюро", в планах региональных властей создать три крупных "городских узла": Екатеринбургский, Нижнетагильский и Серовский. Их население в данный момент составляет в сумме без малого 3 миллиона человек, или 70% жителей Среднего Урала.
У каждого "городского узла" будет своя специализация. Развивать энергокомплекс, перерабатывать ТБО и производить продукты будут муниципалитеты, входящие в "сферу влияния" регионального центра и Серова, высокотехнологичное производство и стройкомплекс отвели Екатеринбургу, Нижнему Тагилу и "прикрепленным" к ним городам, а горнодобывающую отрасль, деревообработку и АПК — Нижнему Тагилу и Серову.
А куда денется 30% населения области из небольших городков, поселков и деревень? Большинство переедет в крупные города. Собственно, уже переезжают: по словам Вениаминова, в данный момент 70% жителей города Заречный ездит работать в Екатеринбург. В соседних с региональным центром Верхней Пышме, Березовском и Арамиле наблюдается примерно та же картина.
"Свердловская область занимает первое место в России по числу населенных пунктов (47 городов, 99 рабочих поселков и поселков городского типа, 1821 сельский населенный пункт – прим.ред.). С таким числом объектов эффективно работать напрямую невозможно, даже если есть поддержка со стороны государства и промышленных предприятий", — посетовал директор Высшей школой экономики и менеджмента УрФУ Дмитрий Толмачев.
По его прогнозу, в обозримом будущем Екатеринбургская агломерация будет прирастать населением (до 2,46 миллионов человек к 2040 году), а остальные территории, наоборот, начнут стремительно терять "человеческий капитал", в том числе из-за маятниковой миграции.
В беседе с корреспондентом "Уралинформбюро" Дмитрий Толмачев не стал называть конкретные "территории риска", хотя и намекнул, что наиболее уязвимыми окажутся населенные пункты без предприятий-работодателей, расположенные на удалении более трех часов езды от ближайшего центра агломерации - это практически вся зона северо-востока области, между направлением на Тюмень и направлением на Север.
В цифровой рай — на российском "железе"
Меняю деревню на город – формула для России не новая. Но если эпоха советской индустриализации познакомила новых горожан с центральным отоплением и водопроводом, то теперь сельский житель ждет от мегаполиса "hi-tech".
В Великобритании, Италии или Швеции "умные" системы давно занимаются мониторингом транспортных сетей и состояния окружающей среды, перерабатывают отходы, следят за порядком на улицах, и даже научились отапливать жилье за счет "человеческой энергии", собранной в местах массового скопления горожан.
Средний Урал готовится к "цифровому прыжку" - соответствующая программа готова. Как рассказал на одной из площадок форума "Города России-2030" первый проректор УрФУ Сергей Кортов, в работе над ней участвовало 250 человек. В отличие от других регионов России у "опорного края" державы есть хороший повод.
Для Свердловской области проведение выставки в Екатеринбурге станет катализатором экономических и социальных процессов. Мы не просто приблизим будущее, мы создадим его.
Все лучшее, что есть в мире, мы применим при строительстве уникального ЭКСПО-парка. Современная инфраструктура и логистика, умные технологии и новое качество жизни – все это станет главным наследием выставки и будет служить людям", - подчеркивает губернатор Евгений Куйвашев.
Большие средства потребуются региону для подготовки IT-кадров, внедрения смарт-сервисов в системы управления муниципальным хозяйством. Конечная цель — охватить "цифрой" практически все отрасли, от систем управления и экономики до городской среды, сети транспорта и образа жизни горожан. "Если мы не построим "умный регион", "умных городов" тоже не получится", — уверен Кортов.
Вселяет некоторую надежду тот факт, что в ряде сфер (в том же ЖКХ) уже 80% программного оборудования "made in Russia". Свердловской области в этом смысле есть чем похвастаться: достаточно вспомнить "СКБ-Контур", производящий ПО практически для всех сфер хозяйства. "У нас есть компании, которые делают и "железо", и датчики, и системы контроля и сбора информации, и даже суперкомпьютеры", — заявил коммерческий директор компании "Т-платформы" Игорь Глухов.
Пока бизнесмены и ученые спорят о моделях цифровизации, новая команда городских управленцев начинает определяться с конкретикой. Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский уже раскрыл часть планов, как сделать город "умным".
Это - внедрение сотовых сетей 4G и 5G, развитие сети видеокамер, помогающих регулировать дорожное движение и работу уборочной техники, цифровые технологии в коммуникации чиновников с населением, запуск интернет-портала "Активный гражданин".
Трамвай до ЭКСПО довезёт
"Мы в любом случае освоим южный берег Верх-Исетского пруда. Эта работа диктуется самой логикой расширения Екатеринбурга, украшения его прекрасными набережными, новыми современными кварталами, станциями метро и новыми видами транспорта", - рассказывает губернатор Евгений Куйвашев о площадке в 555 гектаров (рекордной по размеру за всю историю ЭКСПО!), забронированной под Всемирную универсальную выставку.
В случае победы на ассамблее Международного бюро выставок 23 ноября у Екатеринбурга будет меньше семи лет до открытия ЭКСПО на модернизацию своей улично-дорожной сети. Вопрос – каким путем ее модернизировать?
Например, убрать с улиц лишний общественный транспорт. Мэрия в 2017 году попыталась совершить "транспортную революцию" — административным порядком сократив число маршрутов автобусов. Горожане запротестовали, и проект был перенесен на 2019 год.
На одной из площадок форума "Города России-2030" екатеринбургские чиновники и московские эксперты сошлись в перечне проблем: это дублирование маршрутов, большие интервалы и длительность движения экипажей, низкий уровень загрузки подвижного состава, слабая эффективность его использования.
Кстати, откуда вообще взялись загруженные городские магистрали и неэффективные маршруты? Ответ прост: дороги создавались под совершенно иной трафик, актуальный для советского периода, а маршруты стали жертвой ультра-рыночного подхода, царившего в 90-х годах.
"В перестроечное время возникла общая идея, что бизнес, мол, сам все отрегулирует. Но в том, что касается городской маршрутной сети, получилось ровно наоборот, - пояснил в беседе с "Уралинформбюро" директор по транспортному планированию Центра экономики инфраструктуры Александр Морозов.
Запад наткнулся на эти "грабли" еще в 30-50-е годы, когда во многих городах система общественного транспорта просто развалилась. После чего там поняли, что рыночные механизмы для этой сферы не подходят.
А мы в 90-е все переложили на частника, который забрал себе самые "жирные" маршруты, а самые неприбыльные оставил муниципалитету. В итоге многие МУПы разорились, а вместо комфортной и эффективной системы городских перевозок мы получили систему для обогащения частных перевозчиков", - отметил собеседник агентства.
Эксперты указывают, что в Екатеринбурге хромает система управления пассажирскими перевозками и отсутствует стандарт их качества. Он состоит из множества элементов. Например, расстояние от дома пассажира до автобусной или трамвайной остановки. Сколько пассажиров размещается во время поездки на одном квадратном метре салона или сколько маршрутов курсируют по одной магистрали? В идеале их должно быть не более трех на улицу - иначе горожане запутаются, не говоря уже о гостях.
Властям мегаполиса предлагают задуматься над расширением трамвайной сети, которую частникам никто передавать не собирается. Она не только меньше страдает от пробок, но и дешевле по расходам. Согласно подсчетам Центра экономики и инфраструктуры, эксплуатация 14 трамвайных вагонов на 10-километровом "плече" обойдется в те же деньги, что и 180 "газелей". К тому же в плюсе будет экология и меньшая загруженность дорог.
Мэрия уже заявила о закупке новых трамваев "Уралтрансмаша" и даже заговорила о строительстве канатной дороги. Словом, Екатеринбург ждут большие транспортные изменения. Во время шестимесячного ЭКСПО мегаполис должен будет принять десятки, а то и сотни тысяч гостей в день. Это будет лучший тест на звание "Город будущего".
Евгений СУСОРОВ, Станислав САВИН.
Еще в сюжете: ЭКСПО-2025
- Траты на продвижение заявки столицы Урала на ЭКСПО были оправданы
- Власти Екатеринбурга отдали участок ЭКСПО компании Крицкого
- Властям Среднего Урала придется отменить резервирование земель под ЭКСПО
- ЭКСПОзиция Екатеринбурга на завтра
- Лесопарки под несостоявшимся ЭКСПО-парком "застолбят" под будущую выставку