"Ариант" в Серове: мэр не выдаст, свинья не съест

О чем молчат челябинские инвесторы?

Ровно год назад тогдашний премьер Свердловской области Денис Паслер благословил строительство в Серове свинокомплекса "Ариант". Челябинские инвесторы, расчувствовавшись, даже презентовали ему ящик фирменного вина со своих кубанских плантаций.

"Ариант" - холдинг весьма разносторонний: тут и металлургия (крупнейшее производство ферросплавов в России), и свиноводство, и виноделие. Владельцы Александр Аристов и Юрий Антипин стараются вкладывать капиталы так, чтобы разные бизнесы взаимно подпитывали друг друга. В 2015 году миллиардеры прикупили Серовский завод ферросплавов, а по соседству с ним вырастет мегаферма.

Схема обкатана на Южном Урале, где в симбиозе живут Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК) и мясные активы "Арианта". Точно так же будет в Кузбассе - свиней поселят рядом с "Кузнецкими ферросплавами".

Для челябинских инвесторов Серов – ближний свет к платежеспособным Югре и Ямалу, страдающим от мясного дефицита. Свердловские власти заявляют о том, что мясокомбинат подкормит и Средний Урал, зависящий от привозной свинины, а также решит проблему занятости в городе, обеспечив 2 500 рабочих мест.

К слову, Серов не может похвастаться успехами ни в экономике, ни в социалке. "Кризис выгнал на улицу сотни рабочих Надеждинского метзавода (входит в УГМК-Холдинг) и ферросплавного завода, зарплаты резко упали, малый бизнес давно придушен налогами, - говорит серовский общественник Сергей Гудзь. – И вдруг такие инвестиции: 12 миллиардов рублей – восемь городских бюджетов!"

Разумеется, мэр Елена Бердникова и вся горадминистрация за стройку горой. Общественные слушания в марте 2016 года, посвященные роли свинокомплекса в жизни серовчан, прошли без сучка без задоринки. В сентябре губернатор Евгений Куйвашев и Денис Паслер дали старт стройке. А Мингосимущество выделило под нужды свиноводов 177 гектаров земли.

Застройщиком назначили Серовский завод ферросплавов, наняли рабочих. Сразу случился конфуз. "Около 30 человек не получали зарплату, с ними отказывались заключать трудовые договоры", - рассказывает журналист местной газеты "Глобус" Андрей Клейменов. После того как СМИ подняли шум, с людьми худо-бедно рассчитались.

Сейчас на стройплощадке вовсю хозяйничают бульдозеры, а парадные релизы рисуют картину благоденствия. Предприятие рассчитано на 260 тысяч голов свиней, у него будет собственный элеватор для хранения зерна, комбикормовый завод, убойный цех со строжайшим ветеринарным контролем, завод по переработке биоотходов. Ежегодно планируется выпускать 45 тысяч тонн мяса, 500 тысяч тонн колбасы и мясопродуктов.

Но в грезах о колбасе никто не интересовался экологической стороной проекта, кроме особо въедливых горожан. Серов в настоящее время - один из самых загрязненных городов Свердловской области (спасибо металлургам и энергетикам), и дополнительный источник отходов вряд ли обрадует местных жителей.

Крупные свинокомплексы относятся к объектам первого класса опасности. Свиной навоз очень токсичен и в свежем виде в качестве удобрения непригоден. 260 тысяч животных будут выдавать около 80 железнодорожных цистерн экскрементов ежесуточно. По технологии их нужно отстаивать, затем вывозить на ровные поля, чтобы вредные вещества не стекали в водоемы. Для внесения такого количества навоза без ущерба для почв, по расчетам ФГБНУ ВНИИ агрохимии имени Д.Н.Прянишникова, требуется порядка 150 квадратных километров пашни (это около 40% площади Серова). А собственники комплекса получили в аренду лишь 1,77 квадратного километра.

Предусмотрены ли на свинокомплексе очистные сооружения? Куда будет вывозиться навозная жижа? Что представляет собой завод по переработке биоотходов, задекларированный в проекте? Имеется ли заключение экологической экспертизы?

Эти вопросы "Уралинформбюро" задавало и Александру Аристову через его пресс-службу, и министерству сельского хозяйства Свердловской области. Ответов мы так и не дождались. Приходится делать прогнозы, анализируя работу холдинга "Ариант" в родной ему Челябинской области.

Навозные реки, шлаковые берега

На Южном Урале свинофермы "Арианта" обосновались несколько лет назад. Триумфальный выход на рынок сопровождался лозунгами об импортозамещении и возрождении АПК. И, конечно, инвестор расписывал западные технологии, благодаря которым люди не почувствуют опасного соседства – смрада не будет, а водоемы останутся нетронутыми.

Сюрприз был преподнесен жителям Увельского района, который называют житницей региона. "Ариант" завалил поля возле поселка Красносельского смесью свиного навоза и феррохромовых шлаков с Челябинского электрометаллургического комбината. Причем шлаки на полном серьезе выдавались за ценное удобрение. Селяне обратились в прокуратуру, та через суд обязала агрофирму очистить земли сельхозназначения от химикатов.

Еще одно неприятное обстоятельство состояло в том, что хваленые технологии на фермах не соблюдались. По словам жителей, воздухоочистные сооружения остались лишь на бумаге, и несколько ближайших сел пропитались ароматами фекалий. Жидкий навоз не выдерживается положенное время, а по мере наполнения отстойников развозится по полям. Ядовитыми стоками залиты все окрестности, в том числе территория водосбора рек. Из-за уклончивого рельефа токсичные вещества поступают в водоемы.

Под угрозой находится Южноуральское водохранилище, расположенное на границе с Увельским районом, - питьевой источник Южноуральска с населением около 40 000 человек. Нынешним летом в городе был введен чрезвычайный режим – санврачи запретили использовать водопроводную воду. Официальной причиной отравления пруда было названо цветение водорослей, однако власти и надзорные органы предпочли не распутывать причинно-следственную цепочку дальше.

Пищей для патогенной флоры служит органика, стекающая с берегов, утверждают специалисты. "Первый шаг к наведению порядка на водоемах – тщательное комплексное обследование их состояния и выявление всего, что в них поступает", - подчеркивает завотделом научно-методического обеспечения восстановления и охраны водных объектов РосНИИВХ Александр Попов.

Примечательно, что Европа, к опыту которой апеллируют российские свиноводы, относится к гигантским комплексам резко негативно. Так, в Германии, по словам экс-министра сельского хозяйства Франца-Йозефа Файтера, ферма на 10 тысяч голов уже считается крупной. Причина – обилие отходов, которые необходимо доводить до безвредной кондиции, искать площадки для захоронения. При малейшем нарушении общественность начинает бить тревогу, и бизнесу конец.

А у России с ее просторами, олигархами и полным игнорированием закона другая судьба? Кому в князи, а другим в грязи?

"Уралинформбюро" продолжит исследование серовского проекта "Арианта".

Надежда ПРАВДИНА

Еще в сюжете: Свинское дело олигарха Аристова