Екатеринбургские маршрутки уедут с рынка молча
И с долгами.
К мундиалю-2018 Екатеринбург может остаться без маршрутных автобусов. Как сообщили "Уралинформбюро" коммерческие перевозчики, пятый месяц они вынуждены перебиваться с копейки на копейку.
Компенсации за перевезенных в октябре - декабре 2015 года льготников мэрия обещала выплатить до конца марта текущего года. Затем срок еще отодвинули, сославшись на то, что по новой методике перевозчики должны доказать выпадающие доходы своей налоговой отчетностью. А сдать ее за IV квартал 2015 года они должны как раз к 30 марта. Поэтому деньги за прошлогодний провоз льготников упадут в карман частников не раньше апреля.
По словам перевозчиков, взять дешевый кредит на закрытие "дыр" в бюджете в сегодняшних условиях практически невозможно. Трехрублевое повышение стоимости проезда в Екатеринбурге погоды пока не сделало – из-за кризиса пассажиропоток в маршрутках постоянно редеет. Вот и выкручиваются перевозчики как могут.
"Из пяти маршрутов у нас осталось четыре. Мы закрыли убыточный 14-й маршрут ("ТЦ "Мега" – Авангард"), иначе бы уже в феврале встали. Что касается долгов, то пока поставщики бензина идут нам навстречу, позволяют работать в долг, а он уже порядка 500 тысяч рублей. Надеемся на лучшее, но если так пойдет и дальше, то все, остановимся", - рассказал "Уралинформбюро" директор ТК "Декар" Сергей Ельцов.
По его словам, чтобы выжить в сложившихся условиях предприятию приходится экономить буквально на всем. Не трогают здесь разве что зарплату, иначе рулить будет просто некому. "Мы использовали хорошие колеса импортного производства. Потом перешли на хорошие российские. Сейчас вынуждены ставить российские, но отвратительного качества. Мы лили качественные масла в двигатели, сейчас льем более дешевые. Лили качественный антифриз в двигатели, сейчас льем более дешевый. Мы всегда обшивали и ремонтировали сиденья, но сейчас дермантин настолько подорожал, что сидим и думаем, из чего мы теперь все это будем делать", - отметил он.
Похожая ситуация у всех. Как признался "Уралинформбюро" еще один из перевозчиков, он отказался от обслуживания 026 маршрута. Его пока выкупил другой частник. Однако сколько тот проездит по нему – большой вопрос.
Пока транспортники с каждым месяцем затягивают пояса все туже и туже, мэрия гордо рапортует на депутатских слушаниях, что благодаря новой системе взаиморасчетов с перевозчиками, число частников, желающих получить выплаты за льготников из городского "кошелька", заметно поубавилось. Это, по словам вице-мэра Евгения Липовича, позволит сконцентрировать бюджетные средства на субсидировании (!) муниципальных перевозчиков.
Тем самым мэрия в очередной раз озвучила то, что давно не давало покоя частникам - чехарда с выплатами не что иное, как попытка выжить их с "хлебных" маршрутов и посадить на них "своих". Тем более, что делать для этого почти ничего не придется. Одни "утонут" сами, других "добьет" новая схема маршрутной сети, которая будет готова к лету. По логике разработчиков, благодаря ей с улиц Екатеринбурга должны исчезнуть дублирующие маршруты, а значит, частникам и муниципалам более не придется "бодаться" друг с другом за пассажиров. Вот только коммерсанты опасаются, что мэрия в надежде окупить приобретенные к мундиалю на областные деньги автобусы захочет поставить МОАП на самые "жирные" маршруты, а им отдаст убыточные, работать на которых никто не захочет.
Впрочем, даже если не заглядывать так далеко, то при сегодняшних суммах компенсации за провоз льготников, как уверяют транспортники, они очень скоро протянут ноги. "Выделено 900 миллионов рублей, ну, пусть даже миллиард на выплаты по судебным решениям в пользу перевозчиков, и там остается порядка 300 миллионов на этот год. Вы сами понимаете - если поделить это на всех, то что останется", - посетовал Сергей Ельцов.
По словам Липовича, на выплаты транспортникам на этот год заложено 1,4 миллиарда рублей (1 миллиард "городских" рублей и 400 миллионов "областных", из которых документально пока подтверждена только половина). Этих денег муниципалитету якобы хватит на то, чтобы закрыть вопрос с перевозкой льготников.
Оптимизма чиновников частники не разделяют. Они боятся, что если часть средств и упадет в их карман из "кошелька" мэрии, то сумма не перекроет всех долгов, накопившихся у предприятий за последнее время. "Методика разработана максимально так, чтобы мы эти выплаты не получили. Самый главный пункт в ней – в рамках предусмотренных средств в бюджете", - указывает на минимизацию бюджетных затрат один из перевозчиков.
Получается, что из-за чехарды с выплатами до лета 2018 года доедут разве что новые муниципальные автобусы. Покупать новые "Богданы" частники не будут, а существующие уже на ладан дышат. "До 2017 года мы дотягиваем, так как по контрактам срок эксплуатации автобусов не должен превышать 5 лет. А вот дальше…" - сетуют частники.
В следующем году у большинства перевозчиков заканчиваются контракты на обслуживание городских маршрутов. Поэтому им заново придется заявляться на конкурсы. А вот выиграют ли они их - большой вопрос.
"Я сейчас куплю "Богданы", каждый из которых стоит 5 миллионов рублей, а через год они уже будут не новые. МОАПу купят новые автобусы. Он заявится с ними на маршрут, и его отдадут ему. Куда я потом с этими автобусами?"- резонно вопрошает С.Ельцов.
"Заткнуть" дыру после ухода частников старыми "Икарусами" и новыми МАЗами с НефАЗами мэрии вряд ли удастся. Как сообщил "Уралинформбюро" депутат городской думы Анатолий Шарапов, МОАП уже избавилось от доброй доли вместительных "Икарусов". А новые автобусы гораздо меньше по размеру.
Выходит, что, загоняя частников в угол, администрация Екатеринбурга как бы экономит бюджетные средства. Но за оптимизацией маршрутной сети не проглядываются комфорт и логистика перевозок. Пусть горожане привыкают делать пересадки - советуют в мэрии. Но, между прочим, автобус - не метро, где можно бесплатно прыгать с ветки на ветку. Кто сегодня из чиновников с уверенностью может сказать, что муниципальные автобусы вывезут всех желающих? Никто. Поэтому и не стоит торопиться ставить крест на частных перевозчиках.
Ольга КАРПОВА