Рекорд "уральской Рублевки": 75 га продали за 95 тыщ

Прокуратура ведет земледельцОв в суд.

Дивитесь, люди, и завидуйте! 75 гектаров земли  в пригороде Екатеринбурга молодая фермерша Олеся Бирюкова купила по цене пары новеньких айфонов. Ну, или что еще можно купить за 95 тысяч рублей?

"Не может быть такой цены", - усомнились мои знакомые бизнесмены. Но когда узнали, кто причастен к этой сделке, кивнули головой: "Эти могут. Совсем совесть потеряли".

Вот и Сысертская межрайонная, а вслед за ней Свердловская областная прокуратура такого же мнения. Надзорное ведомство в судебном иске требует признать ничтожным договор купли-продажи:  землю вернуть государству, а деньги - фермерше.

Накануне заседания Арбитражного суда Свердловской области, намеченного на 9 октября, "Уралинформбюро" раскрывает тайны рекордной сделки.

Кони-призраки
В предыдущей статье мы уже рассказывали о 30-летней Олесе Бирюковой.  В поисках лучшей доли она переехала в Свердловскую область из соседнего Пермского края. Весной 2011 года зарегистрировала фермерское хозяйство. Поселилась в Сысерти и  заявила местной администрации о своем желании взять землю в аренду.

По нашим сведениям, она несколько раз делала такие заявления. Во всяком случае,  известно о четырех связанных с Бирюковой  земельных участках в границах Сысертского городского округа, именуемого "уральской Рублевкой".

Участок в Кадниково попал под прицел прессы летом 2011-го, когда дети экс-министра сельского хозяйства Свердловской области Сергея Чемезова начали строить на нем яхт-клуб. Забрались они в водоохранную зону – потому поднялся шум.

Два участка общей площадью 17,2 гектара  рядом с Большим Истоком были приобретены крестьянским (фермерским) хозяйством Бирюковой в декабре 2013 года. И теперь их размежевывают под продажу будущим дачникам.

Как пытались убедить меня правительственные чиновники, в Свердловской области невостребованных земель – хоть китайцам раздавай. В смысле никто не берет. И очевидно потому предыдущая Сысертская администрация во главе с Вадимом Старковым рада была удовлетворить запросы фермеров, жаждущих взять десятки гектаров в оборот и накормить горожан со своих полей.

Вот вы поверите в этот бред, глядя на карту окрестностей Екатеринбурга, застраиваемых коттеджными поселками? И я не поверю. Или, может, пойдете попросите землицы? Я тоже не пойду, потому что бесполезно.

А вот по запросу Бирюковой в июле 2012 года ей сдали 75,6 гектара для ведения крестьянского хозяйства по соседству все с тем же Большим Истоком. Срок аренды земель сельхозназначения – 15 лет по цене около 20 тысяч рублей в год.

Дальше, как в песне – "мы не пашем, не сеем, не строим". Сысертские прокуроры побывали на бирюковских просторах в мае нынешнего года. И не нашли следов и результатов изнурительного фермерского труда. Они лишь зафиксировали два строения.

Одно из них (слева) именуется административно-бытовым комплексом. Второе – складская площадка сельхозназначения. Любому понятно, что это – бутафория. Только вот к чему она?

Земельный кодекс РФ устанавливает приоритетное право на приватизацию земельных участков для граждан и юридических лиц, владеющих зданиями и сооружениями на них. Если читать буквально: поставил "избушку на курьих ножках" хоть на одной арендуемой сотке, хоть на ста гектарах – и застолбил их на веки вечные.

Примечательно, что в договоре аренды 75 гектаров есть пункт (выделенный жирным шрифтом!), о том, что на земельном участке запрещается возводить капитальные строения. Вы не поверите, но спустя три месяца было подписано дополнительное  соглашение, исключающее данный пункт из договора. Потому в июне 2013-го там и появились "объекты фермерской инфраструктуры".

Как утверждает министр АПК и продовольствия Свердловской области Михаил Копытов, 92,8 (75,6 + 17,2) гектара земли и объекты недвижимого имущества используются фермершей Бирюковой для функционирования спортивно-рекреационной конефермы "Подкова". Но только вот ни прокуроры, ни журналисты "Уралинформбюро" коней Бирюковой найти не смогли.

Их нет в природе. А земельные угодья набраны фермершей не для создания кормовой базы, а для дальнейшей перепродажи под коттеджную застройку.

Фокусы-покусы в законе?
В сентябре 2013 года закончилось четырехлетнее правление мэра Сысерти Вадима Старкова.  Как утверждают инсайдеры, силовики предупреждали его, что будут с лупой проверять завизированные перед "дембелем" документы. Постановление о предоставлении 75 гектаров в собственность крестьянскому (фермерскому) хозяйству Бирюковой мэр подписал за три недели до своего ухода.

Позиция прокуратуры – Бирюкова не имела права на приватизацию. По закону "Об обороте  земель  сельхозназначения" лишь после  трехлетнего надлежащего использования  земельного участка  арендатор вправе выкупить его по рыночной цене вне конкурсной процедуры. Молодая фермерша арендовала находящиеся вне населенного пункта земельные угодья менее года и ровным счетом на них ничего не делала.

Нынешняя(!) администрация Сысертского городского округа и Олеся Бирюкова стремятся забыть, что спор идет о землях сельхозназначения. Они в один голос утверждают, что вышеупомянутый закон не распространяется на земельные участки, занятые зданиями и сооружениями (теми самыми "избушками на курьих ножках"). Оборот таких участков (чаще всего они составляют территорию населенных пунктов) регулируется Земельным кодексом. А тот вообще не определяет – должен ли быть минимальный срок аренды. И запрещает устанавливать цену продажи выше кадастровой цены!

Кадастровая цена 75 гектаров около Большого Истока – 1,361 миллиона рублей. Но, благодаря умелому использованию постановления правительства Свердловской области, снижающего стоимость земельных участков для собственников зданий и сооружений,  Олесе Бирюковой пришлось вынуть из кошелька всего-то 95 282 рубля.

Хотите узнать, за какую цену молодая фермерша полгода назад предложила Министерству по управлению госимуществом Свердловской области выкупить из своих земель участок площадью 3 гектара? 1 миллион 400 тысяч рублей! Если даже по этому тарифу "монетизировать" 75 гектаров, получится сумма в 35 миллионов рублей. Но эксперты утверждают, что стоимость гектара сельхозугодий в районе Большого Истока стартует от 1 миллиона рублей. Ну, а размежеванные земли под дачные кооперативы и того дороже!

А чем занимается Бирюкова на приватизированных угодьях, если у нее нет коней? Делит их и готовит к продаже. Один из пяти таких участков и предлагался МУГИСО.

Секрет фермерского успеха
История о том, как простая пермячка в Сысертском чистом поле стала долларовой миллионершей, могла бы украсить  малаховское шоу "Пусть говорят". Но Олеся Бирюкова вряд ли согласится на "телестриптиз". Ведь тогда ей придется рассказать, кто ее  компаньоны. Мы предполагаем, что ими являются:

Ирина Дворникова (дочь экс-министра Чемезова) получила 56% долю в фермерском хозяйстве Бирюковой. Произошло это 25 июля 2012 года – в день фактической передачи в аренду 75 гектаров земли и подписания соответствующего муниципального постановления.

Юрий Шабанов (отпрыск бывшего замначальника регионального УФСБ) представляет Бирюкову в переговорах. Иными словами: хотите купить участок из этих владений – разговаривать будете с сыном отставного чекиста Владимира Шабанова и одновременно внуком генерала КГБ Юрия Кузнецова.

Елена Терентьева (глава Сысертского комитета по управлению муниципальным имуществом) подписывала договора аренды и купли-продажи участков с Бирюковой, включая допсоглашение, разрешившее строительство бутафорской недвижимости. Без ее участия рекордная уценка земельных угодий была бы невозможна.

Михаил Копытов (региональный министр сельского хозяйства) подписал заключение о существовании мифической конефермы "Подкова". Теперь оно используется Бирюковой в качестве доказательства ведения фермерской деятельности. 

Артем Богачев (заместитель главы МУГИСО) после работы в качестве юриста Ю.Шабанова был направлен в региональное имущественное ведомство, где по должности может отвечать за грамотную приватизацию нераспределенных сысертских  земель. Кроме того, при необходимости он сгодится на роль "шерпы" между командой Шабанова и главой МУГИСО Алексеем Пьянковым.

Вадим Старков (экс-глава Сысерти), как предполагают инсайдеры, является тайным бенефициаром  в ряде сделок с муниципальной землей.  Не исключено, что Олеся Бирюкова - его "маска".

"Уралинформбюро" будет пристально следить за процессом, который поручен судье Арбитражного суда Свердловской области Елене Италмасовой. Но арбитраж лишь один из инструментов установления порядка вещей.

Складывается впечатление, что под носом у региональных властей и правоохранителей который год идет масштабное растаскивание государственной собственности. И благодаря влиятельным фамилиям деньги без проблем текут рекой в частные карманы. Добыча екатеринбургских лендлордов может исчисляться тысячами гектаров.

И задача вовсе не для  прессы выяснить, а есть ли коррупционная составляющая в действиях руководства областных министерств, подписывающих сомнительные документы? Или проанализировать, как минуя конкурсные процедуры близкие к власти бизнесмены  становятся сказочно богатыми "маркизами Карабасами". 

Вадим ДЫНИН
 

 

Еще в сюжете: Сысерть на продажу