Сергей Чернин: вынужденная посадка
На судебную скамью.
5 декабря Мещанский районный суд Москвы продолжит уже семимесячное рассмотрение по существу уголовного дела "ликвидатора" Сергея Чернина и двух его подельников, обвиняемых в крупном мошенничестве и легализации средств, полученных преступным путем. Лично Александр Бастрыкин заявлял, что ими похищено более 385 миллионов рублей в рамках реализации в Нижегородской области федеральной целевой программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба". Уже два года Чернин, Сучков и Меркулов находятся в СИЗО – попытки вытащить их под домашний арест отвергались судом.
Журналистское расследование "Уралинформбюро", посвященное многомиллиардной афере на берегах Оки, началось еще в 2017 году (!) – что на самом деле затеял Чернин, силовики тогда даже не догадывались. И, наверное, потому не могли сначала поверить в те сведения, которые мы им передали. Но факты – упрямая вещь: в 2022 году группа Чернина была арестована. Поэтому напомним факты.
ГазЭнергоОбман
С советских времен Дзержинск, что в 30 километрах от Нижнего Новгорода, является крупным центром химической промышленности. Город стоит на Оке, которая несет свои воды в Волгу. Шламонакопителям советских заводов нижегородцы дали звучные имена – "Черная дыра" и "Белое море". Последний считается самым крупным в Европе – 54 гектара щелочного раствора. "Черную дыру" занесли в Книгу рекордов Гиннеса как самый грязный водоем на земле. В карстовый провал завод "Оргстекло" слил более 70 тысяч тонн химикатов.
Фото: пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области
Были потуги рекультивировать или законсервировать опасные объекты за счет зарубежных технологий и инвестиций. Но в итоге стало понятно, что спасение утопающих – дело самостоятельное, и весной 2016 года премьер Медведев подписал постановление, которым определил ООО "ГазЭнергоСтрой – Экологические технологии" единственным подрядчиком закупаемых нижегородскими властями работ по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба ("Черная дыра", "Белое море", полигон "Игумново") стоимостью 4 миллиарда рублей. Уже в 2017 году эта сумма выросла до 7 миллиардов. Подрядчик сразу получил из бюджета аванс в 1 миллиард рублей без какого-либо обеспечения по контракту.
В ту пору нижегородским губернатором был Валерий Шанцев (ранее вице-мэр Москвы). А председателем Совета директоров корпорации "ГазЭнергоСтрой" значился Михаил Лужков – сын бывшего столичного градоначальника. С Лужковым-старшим Чернин даже пытался реализовать проект извлечения газового топлива из навоза.
Удивительное раньше было время! В 2017 году огромный госконтракт получила фирма с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, с юрадресом в московском подвале и бенефициарами на Сейшельских островах (Интерэнерго Энтерпрайз Корпорейтед и Альянс Проджект Инкорпорейтед). При этом Чернин козырял званием доктора наук, патентом на установку термического сжигания отходов, грамотой от Генпрокурора, местом в Общественной палате РФ. Но практического применения предложенной технологии ни у него, ни у его подельников не было никакого! Как и ранее выполненных госконтрактов.
Фото с личной страницы во "ВКонтакте"
Мы не нашли следов присвоения Чернину докторского звания. Более того, даже его учеба в МФТИ так и осталась под вопросом. Запатентованное изобретение Чернина основано на теоретических предпосылках и предположениях о том, что при такой конструкции возможно достижение результата, указанного в описании. Лауреат Государственной премии, почетный химик РФ Станислав Мещеряков высказался по Чернину кратко - "наши критические замечания по реализуемым проектам не были даже приняты во внимание".
Золотые отходы
Вдоволь пообщавшись с химиками, технологами, экологами, чиновниками, силовиками мы смогли сложить "пазл Чернина". К тому же нашли схему вывода средств за рубеж.
В "Черной дыре" (стоимость проекта - 2,8 миллиарда рублей) лишь небольшая часть отходов (не более 10 тысяч кубометров) была пригодна к извлечению на поверхность и уничтожению. Пастообразную жижу (I-II класс опасности) придумали сжигать еще до Чернина, но Минприроды было категорически против. И вдруг, словно по волшебству, технологию термолизной деструкции с последующим плазменным дожигом образовавшихся остатков взяли на вооружение и подписали госконтракт. Чернин надувал щеки, ходитлгоголем и требовал денег. Много денег! Их даже выделяли из Резервного фонда правительства РФ.
Затраты на подготовку конструкторской документации, апробацию и эксплуатацию оборудования для термолизного обезвреживания отходов компания Сергея Чернина оценила в 595 миллионов рублей! По мнению наших экспертов, весь комплекс оборудования, описанный в проектном решении "ГЭС-Экотех", прошедшем Главгосэкспертизу, с большой натяжкой потянет миллионов на 200. Для ликвидации отходов производства оргстекла требуется достаточно несложная технология, а для безопасности окружающей среды нужно лишь правильно закаливать отходящие газы.
Фото с личной страницы во "ВКонтакте"
Опыты по сжиганию содержимого "Черной дыры" Чернин проводил в несертифицированном цехе термолиза мусороперерабатывающего комплекса в Тамбове. А три термолизные установки, привезенные им в Нижний Новгород, кроме прочего, критиковались Росприроднадзором за нарушение экологии. Якобы "уникальное оборудование" было произведено по индивидуальному проекту на ряде европейских предприятий. Но в 2017 году надзорные органы, принимавшие оборудование, отказались ответить "Уралинформбюро", откуда оно и по какой цене. По сути, ядовитые отходы сжигали в кочегарках, да так и не завершили работу, сорвав сроки и не вернув аванс в 240 миллионов рублей. Потом троицу арестовали, их компания попала под банкротство.
Возвращаясь к заявлению Бастрыкина. По словам главы Следкома, обвиняемые обеспечили подготовку подконтрольным им институтом "Газэнергопроект" проектно-сметной документации, включив в нее завышенные расценки на материалы, а в дальнейшем работы были проведены по сильно заниженной цене. К примеру, берем 595 миллионов на проектирование, вычитаем 200 (предполагаемую стоимость работ) - разница под 400 миллионов. Такую сумму вменяют Чернину, Сучкову и Меркулову. Но нам кажется, что потери казны гораздо больше.
Фото: пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области
Как шла легализация похищенных из федерального бюджета средств? "Уралинформбюро" выяснило, что весной 2018 года, еще до момента появления оборудования в Нижнем Новгороде, ООО "ГазЭнергоСтрой – Экологические технологии" выдало два векселя по 9 миллионов евро каждый 77-летнему гражданину Эстонии Натану Меклеру. Оценщиком в Риге на следующий день (!) был проведен анализ экономической деятельности "ГЭС-ЭТ", по результатам которого векселя были оценены по 7 миллионов.
Ценные бумаги Меклер тотчас использовал для учреждения двух латвийских фирм – Granulated Glass Group и Baltic Utilization Group (Production Group). Через неделю эти компании поменяли владельца, перейдя под контроль эстонской Vicarelli AS. В те времена капитал достаточно свободно уходил из России. Эстонцы запросто могли предъявить Чернину векселя к оплате. И ищи деньги в прибалтийском море.
Пока что в истории Сергея Чернина многоточие. Все точки должен расставить суд.
Андрей БЕЛЫЙ