После гробовой доски
Обдерут как липку.
В начале сентября 2016 года в офисах ЕМУП "Комбинат спецобслуживания" и МКУ "Служба городских кладбищ" синхронно прошли обыски. На тот момент известно было лишь одно – следственные действия связаны с неким мошенничеством, однако сметливые СМИ вмиг связали полицейскую акцию с незаконными поборами на погостах Екатеринбурга. И не ошиблись.
О том, какими суммами исчисляются заработки "черных" похоронщиков и кто стоит за схемой по выжиманию денег из горожан, - в расследовании "Уралинформбюро".
Похоронное дело при всех его мрачных оттенках – лакомый кусок бизнеса в любом городе. Хочешь для усопшего лучшего (места, оградки, венка) – плати.
В 2015 году, по данным горотдела ЗАГС, в Екатеринбурге было зарегистрировано 16 600 смертей. По меркам боссов ритуального предпринимательства, это от 498 тысяч до 3,32 миллиарда рублей прибыли. При законодательно закрепленной бесплатности выделения мест для захоронений (оплатить нужно только копку, в Екатеринбурге – 8 235 рублей) цена за одно место на кладбищах уральской столицы может доходить до 200 тысяч рублей.
Самый дорогой по расценкам погост – Широкореченское кладбище. Тут минимальная негласная ставка за могилу – 50 тысяч рублей, максимальная – 200 тысяч. Близки к нему – Северное, Восточное, Западное и Сибирское кладбища (50-150 тысяч рублей). Из тех, что подешевле, – Окружное, Лесное и кладбище Горный щит (30-70 тысяч рублей).
Вариантов для заказчиков места, по сути, два. Либо ты, не переплачивая, оформляешь по закону заказ-пропуск (попросту говоря, право на захоронение) через МУП, либо "башляешь" десятки тысяч аффилированным ИП на месте.
В первом случае выйдет участок на окраине погоста (в нерасчищенных лесных дебрях или в болотине) и не пойми какие сроки по подготовке могилы – копать ее могут и 3 дня, и 4, и больше. Ускорить же процесс и сработать за копщиков получится вряд ли – в большинстве случаев охрана имеет распоряжение гонять "самокопов".
Второй вариант таких лишений, естественно, не сулит – тут тебе и местечко покраше, поудобнее подберут, а надо так за небольшую доплату и метраж "надела" увеличат, и за сутки яму выроют. В зависимости от толщины кошелька.
Принцип "свой-чужой" действует и в случаях с установкой памятников. Не вписанным в схему частникам приходится приплачивать по несколько тысяч рублей охранникам за проезд на кладбище, иных и вовсе не пускают.
"Под ними это все. Под уралмашевскими. Они легализовались, стали белые и пушистые", - рассказывают установщики надгробных скульптур, которые работают с компанией "Омега-К", не имеющей проблем с въездом на погосты.
Учредителем фирмы является небезызвестный в городе Анатолий Глухов, который на рубеже веков был связан с ОПС "Уралмаш". В начале 2000-х он проходил обвиняемым по уголовному делу бандгруппировки, но его причастность к преступной деятельности уралмашевских доказана не была.
Сейчас Глухов – преуспевающий предприниматель, учредитель десятка с лишним различных организаций. В сферу его интересов входит все – от полиграфии и рекламы до производства металлоконструкций. Однако, судя по данным ЕГРЮЛ, важнейшим направлением его бизнеса является похоронное дело.
Помимо "Омега-К" в "империю" Глухова входят еще 8 фирм, так или иначе связанных с оказанием ритуальных услуг. Причем всего спектра.
Право на добычу декоративного камня и прочих необходимых для производства памятников ископаемых имеется у ООО "Уральский технико-механический центр" и ООО "Эконедроресурс". Торговля религиозными и похоронными принадлежностями - ООО "Грани" и ООО "Инсервис". Резка, обработка и отделка камня (в том числе для памятников) – ООО "Кронос", ООО "Риф", ООО "Грани Плюс" и та самая "Омега-К". Многие компании имеют право на транспортные перевозки и организацию питания.
Отдельного упоминания заслуживает записанное на Анатолия Глухова ООО "Комбинат спецобслуживания" - практически тезка ЕМУП "Комбинат спецобслуживания", выполняющее аналогичные МУПу функции – организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Муниципальным предприятием руководит Дмитрий Хазов. Он же, по информации источника "Уралинформбюро" в силовых структурах, ближайший "похоронный партнер" бизнесмена Глухова.
Об их общих интересах говорят и учредительные документы нескольких фирм. Одной из первых "гробовых" компаний, где фамилии Глухов и Хазов засветились рядом, было ООО "КСО" - аналог ООО "Комбинат спецобслуживания", ликвидированный в 2015 году. Там оба числились учредителями.
Из ныне действующих компаний совместным бизнесом остаются только "Грани Плюс". При этом фамилия Хазов встречается и в документах на другие глуховские конторы. Соучредительницей того же частного "Комбината спецобслуживания" записана Хазова Ксения Дмитриевна, а соучредительницей "Граней" - Хазова Наталья Артуровна.
По словам источника агентства, Глухов и Хазов – последние в денежной цепочке "черных" похоронщиков. Деньги с екатеринбуржцев собирают специально поставленные люди. В том числе персоны с сомнительным прошлым – Сергей Ляпустин (отбывал срок за разбой), Юрий Крестьянников (проходил подозреваемым по делу о похищении человека) и Фуат Карымов (проходил по делу об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах).
Первые двое работали либо работают в компаниях Анатолия Глухова, Карымов – по сути, бизнес-партнер. Он наряду с Глуховым Вячеславом Анатольевичем и Хазовой Ксенией Дмитриевной входит в состав учредителей ООО "Милосердие" (Мэрхэмэт. Похоронная служба).
Привлекут или не привлекут, перефразируя Шекспира, сейчас задаются вопросом представители ритуального бизнес-сообщества Екатеринбурга. Здесь нужно заметить, что нынешние действия следственных органов выглядят вполне целенаправленными. От "контрольной закупки" на Нижне-Исетском кладбище, в результате которой и было возбуждено уголовное дело, до обысков в муниципальных предприятиях.
В расследовании принимают участие сразу несколько подразделений, поясняет собеседник агентства, однако роль первой скрипки - у областного управления по борьбе с организованной преступностью.
Наум КРЫЛОВ