Пойму Исети — в бетон, несогласным — "любовь в Сингапуре"

Екатеринбуржцы подвергли критике "ледовый" проект УГМК.

Строительство Ледовой арены УГМК в центре Екатеринбурга улучшит экологию поймы Исети. На месте взорванной телебашни нужно водрузить вращающуюся медную статую святой Екатерины. Электричество следует добывать из детей, а бакланы должны заткнуться, иначе познают раковую любовь. Эти и другие незабываемые мемы прозвучали 29 июня в ходе публичных слушаний по проекту межевания квартала улиц Куйбышева – Розы Люксембург – Декабристов – 8 Марта, организованных мэрией города и акционерным обществом "Ледовая арена".


Вот так, по замыслу авторов концепции, должна выглядеть бывшая территория "у башни".

С самого начала было понятно, что битва между сторонниками и противниками проекта ожидается нешуточная. Актовый зал мэрии после полудня пятницы еле вместил 459 человек, большинство из которых, как выяснилось впоследствии, прибыли поддержать "медный" проект. Однако их победа в итоге оказалась пирровой.

Концепцию проекта планировки и межевания многострадальной территории "у башни" презентовали горожанам представители "Мастерской Генплана" Екатеринбурга Руслан Габдрахманов и Евгений Падерин, гендиректор "Ледовой арены" Данил Крицкий и руководитель ООО "Уралдорпроект" Сания Абашева. Последняя, правда, выступала в роли эксперта.

Как ранее сообщало "Уралинформбюро", на данном участке до 2025 года появятся не только суперарена (по совместительству - супер-концертный зал) на 15 тысяч мест, но и новый пешеходный мост через Исеть по улице Народной Воли, автостоянка на 500 мест, многофункциональное здание с паркингом на углу Декабристов и Степана Разина, лабораторный комплекс и торгово-промышленная галерея на Розы Люксембург, а также очистные сооружения и коллектор дождевой канализации.

Кроме того, планируется реконструкция набережной Исети на участке от Куйбышева до Декабристов. Даниил Крицкий пообещал при реализации этого проекта взять все самое лучшее от более ранних наработок КБ "Стрелка" и АБ "Оса" — например, сеть велодорожек и схему озеленения.


Представители "Мастерской Генплана" Евгений Падерин и Руслан Габдрахманов

Следует отметить, что сами разработчики концепции не вполне ясно представляют себе, как распорядятся столь сложным "наследством": одни только памятники архитектуры, расположенные на данном участке, потребуют серьезных вложений на реставрацию, ибо находятся в аварийном и заброшенном состоянии.

Другой неизбежный камень преткновения — организация улично-дорожной сети, транспортного и пешеходного движения на подъездах и подходах к будущей Ледовой арене. Судя по всему, способ решения этой проблемы, предложенный разработчиками концепции, сродни способу из анекдота про жирафа, бегемота и холодильник.

Так, по словам Сании Абашевой, парковки на 500 машиномест на этой территории будет… вполне достаточно. Так как большинство потенциальных гостей Арены (10,6 тысячи из ожидаемых 15 тысяч) все равно приедет к ней на общественном транспорте либо придет пешком. При этом она признала, что автомобилистам из отдаленных районов Екатеринбурга для путешествия к Арене придется оставить своих "железных коней" дома, а для комфорта пешеходов нужно будет расширять пешеходный тротуар, пролегающий севернее соседствующего цирка, до 12 метров.

Абашева также предположила, что после окончания массовых мероприятий площадка вокруг Арены может быть забита народом — как зрителями, так и праздными гуляками. Как же им избежать столпотворения и коллапса?


На бумаге направления пешеходных потоков вокруг Арены выглядят красиво. А в реальности могут привести к коллапсу

Оказывается, очень просто: организовать широкие пешеходные пути с разными системами навигации, обустроить на подъездах к объекту несколько перехватывающих паркингов, убрать с траектории движения пешеходных потоков досадные препятствия, вроде скамеек, а попутно установить у Арены разные арт-объекты, сувенирные лавки, уличные фотоателье и кафе.

Зачем? Опять же все просто: чтобы граждане не бились друг о друга лбами, пытаясь выбраться из пешеходного затора, а культурно наслаждались современным искусством или попивали кофеек на верандах, дожидаясь, пока толпы болельщиков схлынут.

Рацпредложения "медников" и проектировщиков вызвали приступ нервного смеха у градозащитников, собравших для отпора проекту довольно серьезную "армию" — свыше 100 человек.

Так, архитектор-градостроитель, координатор общественного движения "Реальная история" Марина Сахарова задала разработчикам концепции несколько вопросов, загнавших их в ступор. Например, когда и кем на площадке проводились археологические исследования — ведь известно, что данный квартал был средоточием купеческой жизни в середине XIX века, и там просто не могло не сохраниться старинных артефактов, представляющих ценность для истории.

Кроме того, непонятно, кто составлял расчеты транспортных потоков: их нет ни в пояснительных записках к концепции, ни в схемах и чертежах. Наконец, как проект развития территории согласуется с Генпланом города, ведь ранее мэрия объявила этот квартал исторической зоной.

А председатель общественной организации "Уральский хронотоп" Олег Букин напомнил, что в зоне будущей стройки, кроме официально внесенных в реестр объектов культурного наследия усадеб Первушина и Казанцевых, есть не менее уникальный архитектурный раритет: дом доктора Серебровского по адресу ул. Декабристов, 42 (о нем недавно рассказывало "Уралинформбюро").


Градозащитник Олег Букин напомнил "медникам" о судьбе дома Серебровского

Оказывается, еще в 1993 году было принято решение передать это здание областному краеведческому музею, превратив в музей городского быта. Теперь же госорганы по охране памятников объявили особняк Серебровского "не представляющим культурной и исторической ценности", а Данил Крицкий в своем выступлении анонсировал его скорый снос — причем якобы по команде мэрии.

Между тем в распоряжении "Уралинформбюро" имеется официальный ответ из администрации Ленинского района Екатеринбурга, из коего явствует, что в "сносных" списках мэрии этого дома нет.

Дальше посыпались альтернативные предложения "с мест". Олег Букин призвал не строить на месте разрушенной телебашни Ледовую арену, а вместо нее разбить парк. Этот вариант поддержал градозащитник Владислав Головацкий.

Сотрудник Гражданского университета Свердловской области Дмитрий Москвин напомнил, что финансирование новой улично-дорожной сети в этом районе в любом случае ляжет на плечи либо муниципалитета (а значит, налогоплательщиков) либо спонсоров — и не только строительство, но и регулярное содержание.

Бизнесмен Андрей Ломакин в шутку пожелал Данилу Крицкому жить на первом этаже дома, возле которого, согласно проекту, планируется обустроить паркинг на 800 машин. "По СанПиНу санитарная зона вокруг этого паркинга должна быть не меньше 50 метров", — напомнил он.

А юрист Юрий Кузьминых припугнул аудиторию превращением Екатеринбурга в Челябинск с его забетонированными набережными — в случае, если "медный" проект планировки и межевания участка будет реализован.


Сторонники и оппоненты проекта УГМК обмениваются мнениями. Пока - вполне мирно

Не обошлось и без курьезов. Так, некий гражданин "на голубом глазу" предложил вместо Ледовой арены разместить на месте взорванной телебашни вращающуюся медную статую святой Екатерины, а Арену убрать поближе к проектируемому ЭКСПО-парку.

Горожанка Алена Смышляева призналась, что как женщина хочет и парк, и арену: парк рядом с цирком и музеем "Россия - моя история", а Арену — где-нибудь в другом месте. После этого она призвала сделать этот парк местом круглогодичных спортивных занятий для детей, а символом столицы Урала сделать… утку.

Но окончательно "порвало зал" выступление экс-депутата гордумы Екатеринбурга, одного из основателей фонда "Город без наркотиков" Андрея Кабанова. Посетовав, что город "уничтожили и изнасиловали", он внезапно заступился за главу УГМК-холдинга Андрея Козицина, который "делает это для нас за свои деньги".

На язвительные реплики с места одного из градозащитников Кабанов назвал оппонента "бакланом", посоветовал "сидеть ровно и закрыть рот" и припугнул загадочной "раковой любовью в Сингапуре".


В ходе голосования куда-то "потерялись" 90 участников слушаний. Или организаторы просто плохо посчитали карточки?

Итог слушаний оказался в пользу УГМК: 255 человек одобрили "медный" проект планировки квартала. При этом 107 горожан выступили резко против, а 21 человек воздержался. Загадкой сфинкса в воздухе повис вопрос: куда делись еще 90 человек, если их не было ни в рядах сторонников, ни в рядах оппонентов презентованной концепции?

Евгений СУСОРОВ