На ВСМПО собирают противоударный атомный "чемодан"
Это будет второй в мире контейнер, способный уберечь своё радиоактивное содержимое при крушении самолета.
Первую аналогичную бронекапсулу также изготовили в ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма" в июне 2012 года.
Транспортно-упаковочный контейнер ТУК-145/С разработан ПНФ "Сосны" из Димитровграда. Он предназначен для транспортировки отработанного ядерного топлива (ОЯТ) на самолете. Как поясняют разработчики ТУК, необходимость в подобных перевозках нередко возникает при реализации российско-американской программы по возврату топлива зарубежных исследовательских реакторов (RRRFR). В частности, по воздуху были перевезены в Россию топливные сборки румынского реактора ВВР-С.
Конструкция ТУК-145/С позволяет сохранить целостность капсулы с ОЯТ даже если несущий контейнер воздушного судна потерпит крушение.
Как сообщили "Уралинформбюро" в пресс-службе ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма", такие противоударные свойства изделию придаёт защитный демпфирующий кожух. Внутренний герметичный контейнер, содержащий высокоактивные ядерные вещества, вкладывается в разъемный цилиндр. Пространство между внутренней ёмкостью и внешними стенками ТУК заполнено полыми титановыми шарами. Они играют роль демпфера – при падении контейнера шары лопаются и уберегают внутреннюю ёмкость от запредельных перегрузок.
По информации ПНФ "Сосны", герметичность капсулы сохраняется при столкновении ТУК с бетонным блоком со скоростью 90 метров в секунду (330 километров в час), что эквивалентно падению контейнера с высоты 450 метров. Это подтверждено экспериментально.
Защитный кожух для второго в мире ТУК-145/С собирается в цехе №38 верхнесалдинского предприятия ОАО "Корпорации ВСМПО-Ависма". По заверениям учёных, двум защитным приспособлениям, изготовленным на ВСМПО, работы хватит. График их использования расписан на долгие годы вперёд. Появятся ли защитные кожухи номер три, четыре и так далее, покажет время.