Откуда казаки? Это - столица, а не станица!

Что нового явила общественности акция оппозиции "Он нам не царь".

Совет по правам человека при президенте РФ намерен разобраться, что за люди, одетые в форму казаков, и на каких основаниях вместе с полицией применяли силу в отношении участников несогласованного митинга в Москве 5 мая. Запросы в правоохранительные органы уже направлены, сообщает "Интерфакс".

Акция сторонников Алексея Навального прошла в нескольких городах России. В Москве в несогласованном митинге приняли участие порядка 1 500 человек. По разным данным, задержали от 300 до 500 участников, в том числе и самого Навального. Но главной новостью прошедшей субботы, которая обсуждается до сих пор, стало участие в охране порядка на митинге казаков.

Кто эти люди, почему они так бесстрашно били граждан на глазах у правоохранителей и чем может обернуться эта ситуация в дальнейшем? Своим мнение об этом с корреспондентом "Уралинформбюро" поделился профессор УрГЭУ, эксперт по конкурентной разведке Евгений Ющук.

- После акции на Пушкинской площади Интернет наводнили фотографии, на которых люди в камуфляжной форме бьют нагайками митингующих…

- А оппозиция ко вчерашнему вечеру накопала фотоснимков, из которых следует, что люди, одетые казаками и бьющие безоружных граждан похожими на нагайки предметами, и люди, которые получали деньги из бюджета, в частности, от московской мэрии на подготовку к работе на массовых мероприятиях, это - одни и те же люди.

Из этого оппозиция сделала вывод, что государство таких вот "титушек" подготовило, профинансировало на много миллионов и натравило на пусть незаконных демонстрантов, но все-таки безоружных.


- А ваше собственное мнение, это - казаки, ряженые, или, эту версию вы тоже высказываете у себя в Живом Журнале, переодетые "навальнята"?

- Я видел, как дрейфовали эти мнения. Сначала высказала свои мысли оппозиция. После этого прибежали сторонники казаков, которые начали рассказывать, проявляя на словах глубокую информированность, что это были действительно казаки. Пришли они на какой-то фестиваль, как я понял, песни петь. На этом фестивале появились некие "навальнята", которые стали зачем-то разбивать казакам головы. А казаки отмахивались нагайками, которые являются у них элементом костюма.

Их попросили пояснить, знали ли казаки, что на это место придут демонстранты, потому что Алексей Навальный не скрывал, что он туда отправится. Поэтому и говорят, что для казаков это не было неожиданностью.

И другой вопрос - что они там делали с нагайками? Учитывая, что в статье 16 закона о противодействии экстремизму прямо сказано, что предметы, предназначенные для нанесения повреждений, запрещены на массовых мероприятиях. А пение песен казаками – массовое мероприятие.

После этих вопросов сторонники казаков куда-то стали исчезать.

А потом пошла линия из серии "сепары расстреляли сами себя", как это было популярно на Украине. Что эти казаки – вообще не казаки. Но дело в том, что оппозиционеры не просто казаков нарыли. Они нарыли руководителя казаков, который был одновременно и на митинге, и на сайте мэрии. А вот через эту привязку перескочить достаточно тяжело.

- Если мы будем исходить из того, что это казаки, которые специально наняты для охраны порядка на митинге, для этого есть законные основания?

- Здесь мнения расходятся даже у нейтральной публики. Что это вообще было? По одной из версий, это были казаки, которых в качестве народных дружинников привлекли. Для усиления и увеличения численности силовиков отправили на массовое мероприятие.

Если это так, то, насколько я понимаю законодательство, задача таких людей – смотреть по сторонам, вовремя привлекать внимание правоохранительных органов, ну, может быть, по команде полицейского, подержать кого-то за руку.

Применять оружие они не могут ни при каких обстоятельствах. Тем более, на политической основе. Потому что, нравится это кому-то или не нравится, но в Российской Федерации есть статья 13 Конституции, в которой написано, что у нас идеологическое разнообразие, ни одна идеология не может быть государственной или обязательной. И, соответственно, если идеология не признана экстремисткой, то ее вполне можно пропагандировать.

Учитывая, что многие граждане, которые считают себя казаками, часто находятся на государственном финансировании, то вопросов появляется очень много. Когда они поют песни и ходят в национальных костюмах – это один разговор. А когда они начинают бить граждан, которые проходили по улице или стояли на площади, - то это другой разговор. Похоже, что это незаконно.


Фото: yushchuk.livejournal.com

- На ваш взгляд, зачем казаки присутствовали на площади? Росгвардии не хватало сил? Или это идеологический момент?

- Насколько я понимаю, численный состав нашей Росгвардии – достаточно большой. История с Болотной показала, что у нас гвардейцев достаточно для того, чтобы блокировать не только какие-то 1 500 - 3 000 на площади, ее достаточно, чтобы сотни тысяч блокировать. Поэтому представить себе, что у Росгвардии не хватало сил, я не могу.

Может быть, казакам сказали присмотреть за порядком, постоять, а они уже перешли границы и начали делать что-то свое, так как они это понимали. Потому что в казаки редко идут выпускники МГУ. Там много публики, которая вообще может не понимать, что она делает. Я вполне допускаю, что они повели себя, как гопота, потому что они по менталитету гопотой и являются. Просто патриотической гопотой.

С другой стороны, возможно, это была какая-то провокация, когда эту гопоту кто-то накрутил даже через третьих лиц. По большом счету, никто не мешал, теоретически, Навальному найти знакомых в среде казаков и накрутить их: давайте на камеру отлупим этих.

Еще одно предположение, что это была акция устрашения со стороны государства, которая вообще рискованная. Потому что, когда начинаются силовые акции, далеко не факт, что та сторона, которую побили, уйдет плакать в подушку. Практика, скажем, 1991 года показывает, что эта толпа бронетехнику жгла.

Если посмотреть риторику прошлых президентских выборов уральской либеральной публики, то там люди прямо говорили: я служил в советской армии, я знаю, как обращаться с оружием, да я либерал по убеждениям, если та сторона начнет применять против нас силу, мы будем тоже защищаться силой.

Здесь возникает трогательное единение патриотов с теми, кого они ненавидят – нашими геополитическими оппонентами. Потому что возникает замечательное с точки зрения геополитических оппонентов развитие ситуации – это гражданские столкновения. Поэтому радоваться столкновению двух вооруженных, пусть пока палками, групп людей… Полиция и Росгвардия должны пресекать, на мой взгляд. И тех, и других надо сажать в одну зону. Пусть они там обсуждают между собой, зачем они все это делали.

- С чем связана популярность сегодня этой темы?

- Это новый фактор, новая сила. Если до этого была ситуация – есть власть и либералы, есть патриотическая общественность, которая всячески поддерживает власть, то сейчас на улицы вышли люди, которые начали бить прохожих. И это – вооруженные люди. Пусть пока они вооружены достаточно легким оружием дробящего действия, но это ведь легко поправляется.

И эти люди начинают применять силу не от имени государства. Ставится вопрос о том, что монополия государства на силу таким образом подвергается сомнению.

Этот новый фактор начинает всецело изучаться. Одни встают на сторону казаков и говорят: вот наконец-то кто-то отлупил, как они их называют, "сисястых". Другие говорят – подождите, а где же были Росгвардия и полиция? Эти ребята с нагайками отражают позицию большинства населения? А чью позицию тогда Росгвардия отражает? Почему она не занимается этим вопросом? Она не на стороне большинства населения?

Это и обсуждается, как новелла, которой не было еще вчера, с которой надо что-то теперь делать. Признать ее правильной или неправильной.

- Как вы считаете, какие-то действия последуют? Накажут тех, кто бил людей на митинге?

- Мне пока не понятно это. С одной стороны, по закону действия последовать должны. А с другой стороны, как только они последуют, встанут вопросы про гранты: на что они тратились, как они использовались, не было ли там распилов. И тут можно в такие дебри уйти, в которые власть, возможно, идти не захочет.

Но, с другой стороны, либеральная общественность начнет задавать вопросы, появятся побитые, которые начнут подавать заявления в прокуратуру. Прокуратура вынуждена будет что-то с этим делать. Поэтому пока непонятно, что там произойдет. Кажется, это будет политическое решение – что вообще делать с казаками, где у них границы дозволенного.

В принципе, такого рода политическое решение уже было с религиозными активистами, когда они против "Матильды" выступали, выступали, Наталья Поклонская начала вести свою линию, а потом УАЗиком таранили кинотеатр "Космос" и поджигали машины. После чего было политическое решение о том, что надо все-таки с этим делом заканчивать. Оно закончилось потихоньку, не через публичные меры.

Беседовала Анна БОГДЕВИЧ