Из любви к иску$$тву
Реально ли заработать на современных художниках?
В скандально известном лошагинском лофте (ныне креативное пространство Studio32) открылась выставка молодых уральских фотографов. Настолько молодых, что их работы стоят совсем "недорого" – около 300 евро за штуку. А ведь эта цифра – не предел. Картины, инсталляции, скульптуры сегодня продаются и за тысячи, и за миллионы. За что люди платят такие деньги, "Уралинформбюро" рассказала Марина Альвитр. После четырех лет работы в Ural Vision Gallery она создала свою собственную галерею - Alvitr Gallery. И делает бизнес на дорогом, но таком непонятном современном искусстве.
- Марина, чего в галерее больше: музея или магазина?
- Галерея – это как раз не музей. Ведь основная деятельность музея именно выставочная, у галереи же несколько направлений работы. С одной стороны, она занимается продвижением художников: представляет их на разных площадках, работает с музеями, организовывает для них музейные проекты. С другой стороны, галерея делает собственные проекты на своей площадке и пиарит их. С третьей стороны, конечно, связывает художника и коллекционера.
Выставка "На меня посмотри" в Alvitr Gallery
- И каков сейчас ценник на произведения современного искусства?
- У меня ценовой диапазон колеблется от 100 до 40 000 евро. Это две условные категории: молодые, начинающие художники – их работы стоят до 5 тысяч. И категория от 5 до 40 тысяч. На более высокий уровень я пока не выхожу: у меня нет таких покупателей. Но как только появятся, я смогу найти художников и для них.
"Самая "интересная" часть работы галериста. Называется "выше-ниже", - шутит Марина, поправляя рамки
- И кто твои покупатели?
- Есть те, кому элементарно понравилась картина, и они хотят видеть ее у себя дома. Есть профессиональные коллекционеры, которые вкладывают в произведения деньги. А правильно составленная коллекция может стоить больше, чем произведения по отдельности.
Большинство моих клиентов живут за рубежом. Русский покупатель очень тяжело идет навстречу современному искусству. У нас ведь на букваре в школе были "Мишки" Шишкина. И нам всю жизнь навязывают, что искусство – это реализм. Поэтому и выясняется, что русским "нравится" пейзаж, как у Шишкина, море, как у Айвазовского. Чтобы человек принял что-то новое, у него изначально должно быть желание это новое принять, он должен сам тянуться к этому.
- Ты сказала о людях, которые вкладывают деньги в искусство. Оно приносит доход?
- Разговаривала недавно с одним коллекционером. Он несколько лет назад купил пять работ "Синих носов" (российская арт-группа – прим. ред.) по 200 долларов. Сейчас каждая стоит больше трех тысяч. Рост в 1500%! Такого дохода вам ни одна биржа, ни одни акции не дадут!
- А разве художник не может упасть в цене?
- Нет! Актуальный художник будет актуален всегда, его техника может устареть, но посыл останется важным для человека. Это как с колесом – его изобрели тысячи лет назад. Технология производства изменилась, но сам концепт остался, потому что он нужен обществу. Вероятность, что однажды признанный художник станет нерентабельным, крайне мала. Ведь сегодня работы художников оценивает огромное арт-сообщество: галеристы, искусствоведы, критики – люди, которые искусством занимаются профессионально. Тысячи профессионалов все-таки не могут ошибаться. И выбрать стоящее произведение, если хотите вложить деньги, поможет только профессионал.
Настольная книга галериста – каталог современного искусства аукционного дома Phillips. На обложке работа Герхарда Рихтера. Приблизительная стоимость - 6-8 миллионов долларов.
- И по каким критериям профессионалы оценивают искусство?
- Во-первых, естественно, умение работать с определенной техникой. Но недостаточно рисовать как Айвазовский – этому всех художников учат. Нужно вносить еще и что-то свое. На предыдущей выставке я представляла работы Сергея Акрамова. Он соединяет техники стрит-арта и классической живописи. В силу мировых тенденций это очень востребовано.
С другой стороны, должна быть наполняющая. Современный художник – это не просто ремесленник, это мыслитель. Важно найти свое "высказывание", что хочешь сказать. Современное искусство – то искусство, которое осмысляет, чем мы живем, где мы живем, с кем живем, какие идут процессы, с политической, визуальной, ментальной точек зрения.
В этих работах специалисты увидят отсылки и к "Волшебной горе" Томаса Манна, и к творчеству Брейгеля, и не поскупятся выложить за каждую 300 евро.
Приведу пример, однажды зашла в мастерскую Ивана Снигирева, с которым я работаю. Заметила белый холст, на котором были изображены фигурки людей, истекающих кровью. Сфотографировала, выложила в Сеть. Оказалось, именно в этот вечер произошел теракт в Париже (13 ноября 2015 года – прим. ред.). И тогда мой пост был суперактуальным. Хотя изначально автор не закладывал такого смысла. Художник чувствует этот мир, видит его тенденции, угрозы, может делать это осознанно или неосознанно.
И если его работы вызывают зрителей на диалог – это то, что мы называем "качество".
Фото: Марина Альвитр/ vk.com. Работа Ивана Снигирева
- Насколько прибылен арт-бизнес?
- Мой основной доход от продаж работ. Есть публичная цена на произведение искусства, от неё я и получаю процент. Он индивидуален, назвать его не могу, так как это затрагивает интересы двух сторон. И иногда достаточно одной сделки, чтобы галерея вышла "в плюс".
Художнику же, конечно, выгоднее продавать картину самому. Потому что цена одинаковая при продаже через дилера и непосредственно самим автором, но галерея забирает свой процент за организацию сделки и продвижение. А ведь художнику еще подоходный налог платить. Хотя здесь я их не контролирую…
Беседовала Анна ВАСИЛЬЧЕНКО
Еще в сюжете: Культуру - в массы!
- Лучшие документальные фильмы года покажут в Екатеринбурге бесплатно
- Главный хормейстер "Битвы хоров" Ким Брейтбург приедет в Екатеринбург
- Урал Опера Балет готовит пять премьер
- Шукшин, рок-мюзикл, "Любовь и голуби": театры Екатеринбурга рассказали о премьерах нового сезона
- В Свердловской области запускают веломаршрут по руинам XVIII-XIX веков