Екатеринбург без шашечек
Куда "нелегал" вывезет?
Законодатели не первый год пытаются легализовать теневой рынок такси в России, но безуспешно. Простых "бомбил" становится все больше, а официальных таксопарков - все меньше. Почему так происходит и чем грозит екатеринбуржцам засилье диспетчерских служб, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал председатель Профсоюза таксистов Свердловской области Дамир Газезянов.
- Дамир Наилевич, разговоры о том, чтобы в городах работали только легальные извозчики с "шашечками", разговорами. А как все ездят?
- Легальных перевозчиков в Екатеринбурге можно по пальцам пересчитать. "Авантайм", "Такси Город", "Везет", "Три десятки", "Де Люкс"… У последних, правда, немножко другая категория клиентов, они еще живут как-то потихоньку. Остальные… "Авантайм" подал заявление о банкротстве. "Такси Город" на ладан дышит, хотя и работает на рынке 15 лет. На грани вымирания и "Топ-такси"…
- А "Три десятки"? Собственник только недавно приобрел "Автомиг"…
- Что касается "Трех десяток", то они сейчас имеют не только свой таксопарк, но и являются службой заказа такси. Теперь они также берут на обслуживание водителей без разрешения.
Когда поступают заявки, они все, что выше 250 рублей, отдают своим машинам в парк, остальное - в эфир. Тарифы у них сейчас низкие, поэтому зарабатывают они в основном за счет "нелегалов", которые покупают смены. Если бы был только свой таксопарк, они не смогли бы выжить.
- Почему "старички" уходят с рынка? Экономический кризис?
- Нет, дело не в этом. Нет хорошего закона, регламентирующего работу диспетчерских служб. Их надо ввести в правовое поле, а пока так и будет, ничего не изменится, потому что они являются, по сути, организаторами "нелегальных" перевозок.
Таксисты на рынке - вроде бы и исполнители, но цену диктовать не могут. Ее определяют диспетчерские и интернет-службы, а они бьются за поток, не тратя средств на содержание своего парка. Любой водитель может к ним прийти со своим водительским удостоверением и через их программу работать.
- А как же справки, медосмотры…
- Нет ничего, полный бардак. У них нет своего парка, они приняли заявку, выбросили ее в эфир и все… Демпингуют. Поэтому рынок так и "просел".
Официальные же таксопарки, в отличие от диспетчерских служб, вынуждены тратить средства на обслуживание машин, медиков, техосмотры, зарплату водителям и так далее, поэтому терпят убытки.
- Вы жаловались куда-то? Есть же наверняка какие-то органы, проверяющие работу такси?
- Нет такого органа, который может контролировать диспетчерские службы.
Те, что есть, могут проверять только легальных таксистов, у которых есть разрешение на работу.
- Как на это смотрят законодатели?
- Никак. Знаете, сколько уже писем написано профсоюзами, они просто кладут это все под сукно и все.
- Но весной же этого года ассоциация "Национальный совет такси" собирала извозчиков со всей страны в Екатеринбурге. И на совещании как раз поднимался этот вопрос… Обещали, что учтут все предложения при доработке ФЗ-69. Какие-то шаги предприняты депутатами для исправления ситуации?
- Абсолютно ничего. Тишина.
- С диспетчерскими службами все понятно. А интернет-агрегаторы какую часть рынка уже "завоевали"?
- "Яндекс.Такси" не так давно в город зашло, GetTaxi всего месяц как у нас работает, UBER тоже около полугода всего работает. Но какую-то часть они уже отбили...
- Сколько еще продюжат официальные таксопарки?
- Они живут еще пока за счет корпоративных заказов… Но на сколько их хватит, непонятно…
Беседовала Ольга КАРПОВА.