Из долгостроя в чудо света – эволюция ТВ-башни Екатеринбурга
В уральской столице может появиться своя "Эйфелева башня".
Мытарства бетонного исполина, много лет мозолящего глаза уральцам, вскоре могут завершиться. Но нужно веское слово горожан.
Знаменитый скульптор Зураб Церетели уже представил жюри идею реконструкции башни. Что предлагает мегаполису художник, строящий в Нью-Йорке гигантский памятник Колумбу, кто был его конкурентом на конкурсе и почему ТВ-башню проще апгрейдить, чем демонтировать, - читайте в интервью "Уралинформбюро" советника ректора УралГАХА, заслуженного архитектора России Александра Старикова.
- Александр Александрович, решена ли судьба телебашни в центре Екатеринбурга?
- Башню начали возводить еще при советской власти, потом в связи с экономическим кризисом в 1980-х годах строительство было заморожено. Еще Эдуард Россель, будучи губернатором Свердловской области, обращался в федеральное правительство с просьбой передать башню в собственность региона, но получил отказ. Сейчас такая договоренность достигнута. Технологическая надобность в радиотелевизионной башне отпала, поскольку появились новые технологии и сейчас не требуется строить сооружения такой высоты. Телекоммуникационному бизнесу этот долгострой тоже не нужен.
- И что же с ним будет?
- Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев заявлял, что территорию около башни нужно использовать в рекреационных целях. Нельзя допустить, чтобы там построили очередной бизнес или торговый центр. Их в городе предостаточно: мы уже перешагнули европейский "торговый" стандарт в расчете на 1 жителя города. И тогда встал вопрос, если использовать столь высокое сооружение, что оно даст Екатеринбургу.
Масштабы башни и ее доминирование обязывают создать что-то очень существенное. В конце прошлого года Минстрой области объявил конкурс идей. Правда, на мой взгляд, его условия были сформулированы весьма неуклюже. Основная задача - предложить идею использования территории вокруг башни.
Я думаю, что это все-таки вторично. Первичная цель – решить, что делать с башней. Не территория определяет башню, а наоборот, а у них башня как-то выпала из поля зрения. Кроме того, были установлены очень сжатые сроки – примерно 2 недели, что естественно сузило круг участников.
- Кому удалось уложиться в график?
- Проекты подготовили 2 организации – "Атомстройкомплекс" и Российская академия художеств с личным участием ее президента Зураба Церетели. Он широко известен во всем мире, сейчас, например, заканчивает памятник Колумбу в Нью-Йорке. Мне кажется, что он откликнулся, потому что, будучи в Екатеринбурге со своей выставкой, еще тогда обратил внимание на башню. Он у меня спрашивал, что это такое. Видимо, у него в тот раз уже сформировалась идея.
- Что интересного предложили господа Ананьев и Церетели?
- Вариант "Атомстройкомплекса" достаточно традиционен. Наверху башни компания хотела разместить маленькую часовню святой Екатерины – покровительницы города. Добираться до нее предлагалось по винтовой лестнице либо на лифте.
В проекте Церетели на башне стоит 20-метровая скульптура Святой Екатерины. Внизу прямо на тело башни предлагается поместить бронзовые барельефы, рассказывающие о житии покровительницы города. В основании башни - павильон, но его назначение пока непонятно. Там, мне кажется, можно поселить музей истории Екатеринбурга. Территорию вокруг башни естественно нужно благоустроить.
Этот проект еще можно доработать. Например, есть мысль рассказывать не только о Св.Екатерине, но и основных вехах развития города. Также я полагаю, что скульптура может вращаться. Сейчас во всем мире очень популярно делать скульптуры не статичными, а динамичными. Технически это выполнимо. Ничего сложного не вижу. Вращаться вместе со скульптурой сможет и обзорная площадка, расположенная у подножия Екатерины. Это будет очень удобно. Не надо бегать как на Эйфелевой башне – одна толпа идет в одну сторону, другая в другую и в какой-то точке они непременно сталкиваются.
Интерес представляет и материал, который планируется использовать для изготовления скульптуры, - медь. Это исконно уральский материал. Он придаст композиции некую адресность. И везти издалека не нужно – Верхняя Пышма рядом. Кстати, по исследованиям ученых, статуя Свободы в США отлита из тагильской меди.
В итоге жюри выбрало предложение Церетели.
- А зачем городу эта композиция?
- Мне кажется, она должна стать визитной карточкой Екатеринбурга, "чудом света", которое будет притягивать к себе восторженные взоры гостей города. Сейчас ничего подобного у нас нет. Многие считают, что Храм-на-Крови подходит на эту роль, но он носит все-таки негативный исторический оттенок, и делать из него бренд не стоит. Нужно, напротив, постараться преодолеть отрицательное представление о городе, который порой воспринимают лишь как место, где убили царя Николая II.
А композиция Церетели имеет все шансы на то, чтобы стать визитной карточкой уральской столицы. Во-первых, как ни крути, это будет произведение Церетели - оно само по себе является неким нематериальным капиталом. Во всем мире его почитают как великого художника и дизайнера.
Во-вторых, можно говорить об уникальности композиции. Я много ездил и аналогичных комплексов не встречал. В Рио-де-Жанейро на скале стоит статуя Иисуса Христа. В Барселоне можно увидеть похожую композицию с Христом. Но огромных скульптур, установленных на колонне, я не видел. Однако самое главное, что там появится статуя покровительницы города. Часовня, которая стоит в центре города на месте уничтоженного храма, ни в коей мере не отражает дань уважения Святой Екатерине.
Кроме того она имеет тесную связь с указом Петра I об основании города. Это зримая связь с той великой историей молодой России петровских времен. Ведь Екатеринбург – дитя как раз того времени и был основан немногим позже Санкт-Петербурга. Мы иногда забываем эту историческую основу.
- Не проще ли разобрать башню и вывезти?
- Нет, не проще. Разбирать башню задача не из легких – кранов, работающих на такой высоте попросту нет. Затем конструкции нужно еще вывезти и утилизировать. Если говорить о финансах, то на демонтаж потребуется столько же средств, сколько ушло на строительство. Скажу больше, реконструкция обойдется в те же деньги, что и демонтаж башни.
- Какова же цена вопроса?
- Она еще не просчитана. Конкурс был на идею, в задачи не входило определение стоимости проекта. Но, я полагаю, что часть средств можно направить из городского бюджета, часть – из областного. Возможно и Федерация захочет поучаствовать. Не исключено, что заинтересуется бизнес. УГМК вполне может медь подарить для изготовления скульптуры. Граждане также могут подключиться к процессу.
Вспомнилась мне история с памятником Александру Пушкину, установленным в Литературном квартале Екатеринбурга. Денег в местном бюджете в 1990-е годы не было, и отделение Союза писателей собирало пожертвования горожан.
- Какие же теперь шаги нужно предпринять?
- Сейчас правительство Свердловской области совместно с администрацией города могли бы пригласить автора в Екатеринбург, вручить ему диплом победителя и предложить завершить проект.
Власти могли бы выступить в качестве заказчика. А подтолкнуть их к принятию данного решения могут граждане. По сути, ведь именно они - основные заказчики. Композиция же не правительству нужна как таковому, а людям. Деньги-то в бюджете налогоплательщиков. Но нельзя затягивать с реализацией проекта. Актуальность идеи пройдет и ничего не получится.
- Нет ли у вас опасений, что предложение Церетели будет воспринято в штыки?
- Как у всякого предложения будет много и сторонников, и противников. Я удивился, когда услышал результаты опроса горожан по поводу выставки ЭКСПО-2020. Против ее проведения 30 или 40% - это ведь достаточно много. Я лично не понимаю этих людей. Все города мира борются за внешние инвестиции. Каждый город имеет свое лицо, специалисты месяцами придумывают стратегии, ищут особенности, изюминки, чтобы привлечь в город деньги и интеллект.
Улан-Удэ, например, делает ставку на то, что это родина Чингисхана. Санкт-Петербург развивает концепцию с "западными воротами России". Казань претендует на звание второй столицы РФ. Они все делают с целью привлечения туристов и инвестиций. А у нас все наоборот. И здесь также будет.
Когда Эйфелеву башню во Франции строили, бедного Эйфеля так замучили, что он бежать хотел из Парижа. Ему проходу не давали. Большинство было против башни и требовало убрать "чудовище". А теперь это - символ Парижа. Французы любят башню и гордятся ей.
Поэтому я не сторонник того, чтобы судьба таких проектов решалась путем голосования. Всегда большинство будет против. Есть некая инерция мышления людей, которую преодолеть сложно, она сама потом уходит.
- Башня в новой ипостаси не внесет еще больший сумбур в архитектурный облик города?
- Нет, конечно. Она только украсит уральскую столицу. Должен заметить, что за последние пару десятков лет построен совершенно новый, инвестиционно привлекательный город, мегаполис европейского типа. Вы думаете, если бы этого не было сделано, находились бы здесь господа из Международного бюро выставок? Нет, конечно.
Почему бы не в Самаре или Перми, например, провести ЭКСПО? Потому что там совершенно не приемлемая городская среда. Бывший губернатор Прикамья сейчас "посыпает голову пеплом", что они приняли неправильную градостроительную стратегию. Стали деньги вкладывать в окраины, не трогая центр. У них бабушки до сих пор морковку садят в палисадниках в самом сердце города. Сети все провалены, ничего не модернизировано, одним словом центр умирает.
Если бы Екатеринбург полностью успел сформироваться как город-памятник, где вся застройка была бы ценная, нет вопросов. Никто бы не стал трогать. А у нас все разбросано было – тут памятник, там памятник, причем все из разных эпох, а внутри огороды.
- Что бы Вы изменили в городе?
- Единственное, что я хотел бы от городских властей, – заняться вплотную благоустройством. Архитектура прекрасная, благоустройство никуда негодное. Парки все неухоженные, грязь по колено, снег убирается плохо, все это потом превращается в слякоть. Ветер пыль поднимает, а это же свинец, которым мы дышим. Надо вывозить все под метелочку. Как не только уже во всем мире делают, а в Тюмени и даже в Челябинске.
Южноуральская столица обгоняет Екатеринбург по чистоте. Причем никаких глобальных затрат это не требует. Будь я мэром города, я бы за каждый кусочек земли ответственного назначил, и специальную службу создал. Если какая-то компания не следит за своим участком, приезжает моя служба и все делает, а потом счет выставляет, и вы обязаны его оплатить. Но там сумма такая, что самому в 10 раз дешевле сделать. Такое давным давно за рубежом практикуют. Там все уже отработано веками, и не надо изобретать велосипед.
Беседовала Анна ХОРЬКОВА