"Железный занавес" в небе
И конец демпингу на авиабилеты.
Российские авиакомпании едва успели порадоваться уходу с рынка "Трансаэро", как их подкараулила зарубежная напасть. В ноябре Россия закрыла для туристов Египет и Турцию. Свой взгляд на сложившуюся ситуацию в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" изложил независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко.
- Андрей Владимирович, чем обернется для авиакомпаний приостановка полетов в Египет и Турцию? По некоторым данным, только от закрытия авиасообщения с арабской республикой авиаперевозчики потеряли около 9 миллиардов рублей…
- Срок закрытия сообщения с Египтом неизвестен, потому трудно сейчас оценить ущерб. Основные потери приходятся на первое время. Сейчас авиакомпании теряют не менее 60-80 миллионов рублей в день. Со временем турпоток частично переориентируется на другие направления, и убытки уменьшатся.
- Какие есть альтернативы Египту и Турции? Полетим в Сочи и Крым?
- "Импортозамещение" в туризме – это фикция. В Крыму и на побережье Кавказа сезон продолжается всего 4 месяца, поэтому даже при большом желании разместить в этот период всех желающих там невозможно. И вряд ли у всей страны получится взять отпуск именно летом, а отдых в Анапе в ноябре, согласитесь, слабое удовольствие, в отличие от Египта.
Во-вторых, российские туристы уже привыкли к определенному набору услуг: прямой чартерный рейс, трансфер из аэропорта в отель и обратно, питание и алкоголь all inclusive, развлекательные туры по окрестностям и многое другое. Ни крымские, ни краснодарские курорты пока не в состоянии предложить эту "программу" по ценам, сопоставимым с Египтом, даже при нынешнем курсе рубля.
Невозможна и полная переориентация туристов на другие зарубежные курорты после закрытия Египта и Турции. Ценовую эластичность потребительского спроса еще никто не отменял, и часть клиентов, покупавших эти объективно самые дешевые направления, просто останется дома. Здесь, кстати, и зарыт долгосрочный убыток отрасли.
- Авиакомпаниям придется затянуть пояса потуже?
- На самом деле, в более сложной ситуации сейчас оказались не авиакомпании, а туроператоры. Они сильно пострадали от переориентации спроса на внутренний рынок, где их возможности существенно меньше. Путевки на внутреннем рынке создаются и продаются с большим трудом. Авиакомпаниям же все равно, куда везти пассажира - в Хургаду или в Сочи.
- В течение 2015 года эксперты в один голос твердили об избытке провозной емкости на рынке. После ухода "Трансаэро" ситуация изменилась?
- Избыток кресел авиакомпании начали "стерилизовать" в прошлом ноябре, когда кризис стал очевиден. Еще до остановки "Трансаэро" баланс спроса и предложения пришел в относительную норму. Сейчас на некоторых направлениях, например, Дальний Восток, ощущается дефицит провозной емкости, поэтому большой проблемы с закрытием Египта и Турции нет – авиакомпании могут "переставить" самолеты на другие рынки.
Самое интересное начнется в мае-июне следующего года, когда сезонный рост спроса на перевозки (вот где выйдет боком внутренний туризм на 4 месяца в году) будет явно опережать предложение кресел авиакомпаниями. На многих направлениях появится вполне ощутимый дефицит.
- Что будет с ценами на билеты?
- Сместившийся баланс спроса и предложения непременно приведет к росту среднего тарифа. Впрочем, надо отдавать отчет, что 5 лет российские авиакомпании работают в убыток, и бесконечно это продолжаться не может. Когда-то нужно и деньги зарабатывать.
Думаю, авиакомпании сейчас воспользуются уходом с рынка одного из крупнейших игроков и поднимут тарифы. Вряд ли они начнут "грести золото лопатой", но определенная стабилизация финансового состояния отрасли наступит, и это нормально. Банкротство "Трансаэро" - прямое следствие этого длительного демпинга. Вообще ситуация с "Трансаэро" и "ЮТэйр" показала, что те, кто демпинговал больше и рос быстрее других, чувствуют себя куда хуже остальных.
Сейчас на какое-то время коммерческая политика оставшихся в небе компаний станет более рациональной. Поэтому можно ожидать роста среднего тарифа не менее чем на 10-15%. Понятно, что на одних направлениях тарифы будут расти быстрее, а на других могут остаться и неизменными. Так, на международных направлениях после передачи направлений "Трансаэро" "Аэрофлоту", уверен, цена вырастет значительно сильнее, так как уровень конкуренции катастрофически упал.
На внутренних линиях попроще – конкуренция больше, да и правительство за этим будет следить. Одно дело повысить цены на направлении Москва – Лондон, другое дело, если это Москва – Пермь. В первом случае может никто и не заметит, а во втором могут и "по шапке" дать.
- Пять лет авиакомпании терпят убытки. Как все это время им удавалось держаться на плаву?
- Брали кредиты, постоянно наращивая объем задолженности. Проблемы начались в конце 2014 года, когда из-за зарубежных санкций доступ к новым кредитам усложнился, и у многих начались проблемы с обслуживанием имеющегося долга.
Нескольким компаниям ("ЮТэйр", "Якутия", "Ямал") помогали и помогают акционеры, "подпитка" идет и из региональных бюджетов.
- Еще, конечно, рано делать прогнозы по следующему году, но чего все же ждать туристам?
- Мы не знаем, какой будет курс рубля через несколько месяцев, а в краткосрочной перспективе цены и спрос на международных линиях привязаны именно к валютным курсам.
Если к этому добавить нестабильную внешнеполитическую обстановку, то любой прогноз становится бессмысленным. Сегодня одну страну для россиян закроют, завтра другую…
Беседовала Ольга КАРПОВА