Вот это "Крокус"! Китайцы получили контракт, выигранный россиянами
На поставку башенных кранов.
Футбольный мундиаль-2018 в России может превратиться в чемпионат падающих кранов, а импортозамещение – в фарс. "Литейно-механический завод" (Нязепетровск) выиграл тендер на участие в строительстве стадиона в Ростове-на-Дону, но остался без госконтракта: его отдали китайцам. Южноуральскому ЛМЗ - крупнейшему производителю башенных кранов в России - даже не потрудились объяснить почему. Миф об импортозамещении в России в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" развеял Рафаэль Салихов - гендиректор ООО "Крановые технологии", чьей производственной площадкой является ЛМЗ.
- Рафаэль Фаритович, как так вышло, что предприятие осталось без заслуженного госзаказа?
- В феврале мы на законных основаниях выиграли тендер, заключили договор, и поскольку никаких сомнений в его исполнении не было, начали выполнять заказ, не дожидаясь предоплаты. До конца мая ЛМЗ должен был изготовить 12 башенных кранов. В конце апреля мы поставили заказчику первый кран, но его... нам вернули
- Тендер выигран, договор заключен – на каких основаниях от ворот поворот?
- Единственное, что нам пояснили – наши краны брать не будут, так как уже приобрели другие – китайские. Вменяемого ответа почему, мы добиться так и не можем. Мы написали официальную претензию генподрядчику строительства "Крокус Интернешнл" и потом еще 5 писем – никакой информации нет.
- Что дальше? В суд? В прокуратуру?
- Безусловно, мы будем отстаивать свои права в суде. Пока ждем какого-то политического решения. Депутат Госдумы РФ от Челябинской области Владимир Бурматов обратился с возникшей проблемой к первому вице-премьеру РФ Игорю Шувалову, уведомлены и другие высокопоставленные лица.
- Что делать с уже изготовленным под этот заказ краном?
- Пока он простаивает, производство остальных приостановлено на разной стадии готовности. Под этот заказ нам уже привезли металлопрокат, мы притормозили оплату, ведем переговоры с поставщиками. В Германии для нас была изготовлена система удаленного доступа – ее отгрузка тоже приостановлена. Пока нет понимания, что делать дальше.
Готовый кран мы повезем на выставку в Москву в "Крокус Экспо" в первых числах июня. Там ЛМЗ будет единственным российским производителем - остальные немецкие, китайские, французские. Будем искать своего покупателя, в любом случае найдем, вопрос – как быстро. Конечно, 12 специально изготовленных кранов за один месяц не продашь.
- А какие средние объемы выпуска на ЛМЗ?
- Сейчас мы производим максимум 8 кранов в месяц, хотя можем до 25-30. В 2014 году мы достигли показателя 23-25 кранов. Однако, по понятным причинам, заметно упали объемы в строительной отрасли: строители опасаются вкладывать деньги в новые проекты, а мы напрямую от них зависим. С 1 мая завод пришлось перевести на трехдневку – на этот шаг пошли, чтобы не сокращать людей.
А если бы мы присутствовали на стадионе в Ростове-на-Дону, уже смогли бы запустить производство комплектующих, которые сейчас закупаются за границей – системы управления, частотные преобразователи. Они будут ничуть не хуже по качеству, чем у иностранных компаний. Выпуск первых узлов планировалось начать уже в июне.
- То есть наш производитель и теоретически, и практически может все?
- ЛМЗ – крупнейший производитель башенных кранов в России. Проблема в том, чтобы в нас поверили. Рынок приходится завоевывать, толкаться с конкурентами. Раскрутка дается ничуть не проще, чем производство качественной продукции. Нашим первым проектом государственного масштаба стала Универсиада в Казани, где на стройке использовались башенные краны ЛМЗ. Дальше начали продвигаться, процесс этот сложный и затратный. Порой приходится продавать продукцию себе в убыток, чтобы она себя зарекомендовала и репутация начала работать на нас.
Кстати, именно после Универсиады мы смогли выиграть тендер на участие в строительстве стадиона ЧМ в Саранске, поскольку им занимается тот же самый подрядчик – из Казани. Он также строит стадион в Самаре, теоретически мы могли присутствовать и там, но не успели подать документы.
- А что касается остальных площадок под мундиаль?
- Следующий тендер намечен в Калининграде, там генподрядчик – "Крокус Интернешнл", с которым у нас почему-то не складывается в Ростове-на-Дону. Мы даже не были приглашены на участие в отборе. В Екатеринбург, где будет реконструироваться стадион, нас тоже не звали.
Боюсь, что в Калининграде будет объявлен тендер не на поставку башенных кранов, а общий – на проведение строительных работ, и тогда все необходимое подрядчик сможет закупать по своему усмотрению. Это отработанный метод ухода от отбора. При строительстве космодрома "Восточный" - ситуация один к одному.
- То есть импортозамещение у нас – популизм чистой воды?
- Об импортозамещении сейчас говорят все, между тем возьмите многие серьезные проекты – российской техники там нет. Есть ряд субъективных факторов, которые преодолеть пока мы не можем, и не только мы. Складывается ощущение, что импортозамещение – просто миф. Мы же не заставляем подписывать договор и не предлагаем "совковый" продукт – готовы доказывать свою жизнеспособность в рыночных условиях.
А на китайцев, чьи краны работают сейчас в Ростове-на-Дону, у нас уже есть целое досье. И Ростехнадзор дал заключение, что данная компания вводит в заблуждение – их металлопрокат не способен вынести заявленную нагрузку. Это результаты расследования после падения одного из китайских кранов, и такие случаи не единичны. В Новосибирске, например, кран упал на машину прокурора…
Заключение Ростехнадзора было разослано по всем территориальным подразделениям, и наше предприятие как производитель башенных кранов тоже с ним ознакомлено.
В свою очередь мы используем российский высококачественный металлопрокат. Он способен выдерживать перегруз до 40%: то есть если кран рассчитан на 10 тонн, в принципе он способен выдержать 14 тонн.
- Как поднимать производство в России, когда свои же вставляют палки в колеса?
- Мы руки не опускаем. Тесно сотрудничаем с Минпромторгом. Мы в политику не играем – мы работаем. В бизнесе нельзя обижаться на что-то – нужно смотреть, где не дорабатываешь. Если с "Крокус Интернешнл" не выстраивается работа, значит, нужно искать выход. Что мы и делаем.
Сейчас мы совместно с Минпромторгом обсуждаем доработку приказа №656 об импортозамещении – пытаемся предусмотреть все выше обозначенные моменты, дать конкретные формулировки. На Западе предприятия вырастали в корпорации-гиганты благодаря участию в реализации госконтрактов. Включи нас в госпланирование на ближайшие 2-3 года - мы сможем произвести любую продукцию, какая потребуется, для какой угодно отрасли – компетенции нам хватает.
P.S! Редакция "Уралинформбюро" обращает внимание на ситуацию в Ростове-на-Дону Общероссийского народного фронта. И предлагает провести проверку в рамках проекта "ЗА честные закупки".
Беседовала Людмила СОЛОДКОВА