Устойчивая рентабельность "Корпорации Развития" не за горами
Инфраструктура, энергетика и высокотехнологичное производство – вот сегодняшние приоритеты ОАО "Корпорация Развития".
Благодаря им компания сформирует реальный импульс для подъема промышленности УрФО. По итогам заседания попечительского совета ОАО "Корпорация Развития" председатель Наблюдательного совета Борис Кириллов дал "Уралинформбюро" развернутое интервью о дальнейших перспективах предприятия.
- Борис Анатольевич, 24 апреля состоялось заседание Попечительского совета корпорации. Каковы результаты?
В повестке были вопросы об итогах работы "Корпорации Развития" в 2012 году и перспективах до 2016 года. Уральский полпред Игорь Холманских и главы регионов поддержали все предложения по развитию и совершенствованию проектов Корпорации. Особо было отмечено, что сейчас у предприятия есть все необходимое для выхода на устойчивую рентабельность, и в этом – залог его успеха в будущем.
Отмечу, что через месяц, ориентировочно 30 мая, состоится очередное собрание акционеров Корпорации. На нем будет утвержден годовой отчет за прошлый год и расставлены приоритеты на ближайшие 4 года. Кроме того, речь пойдет об увеличении уставного капитала Общества. Вопрос расходования привлеченных средств будет решен во взаимодействии с основными акционерами – Югрой, Ямалом и Тюменской областью. Скорее всего, основные средства допэмиссии будут направлены на реализацию проекта возведения инфраструктуры трубопровода "Заполярье – Пурпе".
- Какую оценку деятельности Корпорации дал проходивший в компании аудит?
- В целом оценка удовлетворительная. Серьезных нарушений в деятельности предприятия не выявлено.
- Речь шла и об усилении геологоразведочной деятельности Корпорации, конкретная сумма озвучивалась?
- В этом году инвестиции в геологоразведку могут составить 628 миллионов рублей.
Нужно отметить, что Полярный Урал – это та часть России, которая особенно богата ископаемыми - баритами, хромовыми и медно-молибденовыми рудами, бурым углем. Корпорации сегодня принадлежит 8 лицензий на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых. Стратегические инвесторы привлечены к четырем лицензионным участкам, для остальных подыскиваются частные инвесторы.
Основные проблемы - это инфраструктурные ограничения и отсутствие финансирования. В дальнейшем Корпорация планирует вынести на обсуждение вопросы частичного строительства железной дороги Полуночное-Обская с севера до Лаптапайской площади и с юга до Оторьинского месторождения.
- Как продвигается сотрудничество с ОАО "АК "Транснефть"?
- В 2012 году сдана инфраструктура трубопроводной системы "Пурпе-Самотлор". Построено более 5,6 тысячи квадратных метров жилья в Губкинском, Ноябрьске и Нижневартовске. Также был возведен комплекс пожарного депо ЛПДС "Самотлор" нефтепровода "Пурпе-Самотлор" в Нижневартовске, подстанция 110/10 кВ и две высоковольтные линии 110 кВ НПС "Пурпе", подстанция 110/10 кВ и две высоковольтные линии 110 кВ НПС "Вынгапур".
"Транснефть" положительно оценила опыт сотрудничества в проекте с Корпорацией, и в августе 2012 года было подписано дополнительное соглашение. Согласно ему планируется построить ряд инфраструктурных объектов для обслуживания нефтепровода "Заполярье - Пурпе". В этом списке несколько пожарных депо, полигон утилизации промышленных отходов, жилые дома. Также будут проложены внешние инженерные сети, автодороги с мостовыми переходами, возведен детский сад, спортивно-оздоровительный комплекс. Проект будет завершен к 2017 году.
- Как Корпорация планирует развивать проект "Полярный кварц", первую очередь которого удалось запустить в октябре прошлого года?
Я считаю проект "Полярный Кварц" уникальным для России. Мы уходим от концепции "сырьевого придатка". Сегодняшний мировой рынок высоких технологий приблизительно в 3 раза больше, чем рынок топливно-энергетических ресурсов. "Полярный кварц" позволит нам занять более 10% мирового рынка кварцевого концентрата.
В октябре 2012 года мы уже произвели запуск технологических линий первой очереди. На этот год стоят планы по увеличению ресурсной базы. Также намечено проектирование второй очереди – комплекса химического обогащения, необходимого для получения уникальной инновационной продукции.
Параллельно будет вестись поиск нового инвестора. Для этого пересмотрена стратегия, переработан бизнес-план и обновлена оценка инвестпривлекательности проекта. Одна из мер по снижению постоянных расходов компании - перевод операционного персонала предприятия на территорию Югры.
- Как обстоят дела с реализацией проекта "Северный широтный ход". Возможны ли срывы запланированных сроков?
- В плане соблюдения сроков мы делаем все, что от нас зависит. Строительство первого объекта СШХ – совмещенного мостового перехода через реку Надым – идет в круглосуточном режиме. На сегодня выполнено 40% от плана. Уникальное по своей сути строение претендует на статус самого крупного искусственного сооружения транспортной инфраструктуры в Надымском районе. Его длина – 1,3 километра, а средняя пропускная способность – до 3000 автомобилей в сутки. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на декабрь 2014 года.
В связи с переносом сроков госфинансирования СШХ Корпорацией был предложен вариант внебюджетной поддержки проекта. С учетом этого проектно-сметная документация объекта была переработана, и затраты на строительство моста через реку Обь снизились более чем в 2 раза - до 25 миллиардов рублей. В настоящее время выбирается оптимальная схема финансирования.
Качество строительства магистрали с 2011 года обеспечивает одна из известнейших инжиниринговых компаний в Европе - Deutsche Bahn International GmbH. Примечательно, что в конце 2012 года Deutsche Bahn вошла в проект в качестве акционера ОАО "Корпорация Развития". В настоящее время специалисты DBI осуществляют технадзор за строительством мостового перехода через реку Надым и планируют продолжить сотрудничество в ходе строительства железнодорожной линии "Салехард-Надым".
Следует отметить, что несколько участков СШХ вошли в Схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта. Это, в частности, участки Полуночное-Обская-Салехард, Салехард-Надым и мостовой переход через реку Обь в районе Салехарда.
- В Салехарде Корпорация строит ТЭС "Полярная". Оправдано ли возведение такой мощной станции для сравнительно небольшого города?
- Станция "Полярная" мощностью 286 мегаватт является важнейшим объектом в рамках энергетического направления ОАО "Корпорация Развития". Ее строительство предусмотрено программой развития электроэнергетики ЯНАО на период 2012-2017 годы. Специалисты округа подсчитали, что уже к 2014 году потребность Ямала в электроэнергии превысит 1,5 миллиарда киловатт в час и новая станция поможет преодолеть энергодефицит региона.
ТЭС будет снабжать электроэнергией не только в Салехард, но также Лабытнанги и другие населенные пункты на западном берегу Оби. Ее запуск позволит отказаться от дизельных электростанций, построенных еще в 70-х годах прошлого века и требующих модернизации.
Что касается финансирования, то для строительства станции "Полярная" было привлечено порядка 17 миллиардов рублей. Из них 70% – это кредит Чешского экспортного банка, а 30% –займ, полученный под гарантии ЯНАО и собственные средства ОАО "Корпорация Развития".
- Недавно Екатеринбург посещала делегация Чешской республики. В рамках встречи говорилось о возможном расширении сотрудничества между УрФО и Чехией…
- УрФО, безусловно, является территорией приоритетного инвестирования по целому ряду направлений – в энергетике, модернизации источников теплоснабжения, развитии транспортной инфраструктуры. Особый интерес у чехов вызывает проект Корпорации по повышению энергоэффективности объектов малой генерации. И, как я говорил ранее, чешские финансовые институты уже поддерживают такие энергетические проекты Корпорации, как ТЭС "Полярная".
В конце мая - начале июня я планирую провести очередную встречу с представителями чешского бизнеса, где будут озвучены более конкретные предложения о сотрудничестве.