"Победа" на нашу голову
Или Что не брать в ручную кладь.
Поздравляем – вы купили самый дешевый авиабилет на сайте единственного в России лоукостера "Победа"! Сверились со списком бесплатного багажа и ручной клади. Готовы лететь и радуетесь экономии? Рано радоваться!
В аэропорту на стойке регистрации статус вашей поклажи в салон решает рулетка в руках нервного и склонного ошибаться человека. Если габариты портфеля или дамской сумки (длина-ширина-высота) больше 75 сантиметров, доплачивайте 1500 рублей. Столько же – за женский и детский рюкзачок любого размера, даже игрушечный (они подпадают под запретный класс "рюкзаки"). Вариант – отцепить либо обрезать лямки, тогда не оштрафуют.
Жалко? Тогда раскошеливайтесь!
Кстати, подход к классификации вещей в аэропортах варьируется: скажем, в Пулково портфелю обязательно нужно иметь пряжку, в Кольцово прокатит и без нее. Весьма избирательное отношение к сумкам для ноутбуков и фотовидеоаппаратуры. Багажных шаблонов – металлических рамок, через которые другие перевозчики прогоняют вещи пассажиров, у "Победы" нет.
Что делают обескураженные граждане? Кто еще не сдал чемодан, стараются впихнуть "отбракованную" ручную кладь туда. Не влезает – вытряхивают из него одежду и навздевывают на себя по трое штанов и рубах. Любопытное зрелище, когда в едином порыве этим занимается вся очередь. Дай бог, чтобы место в чемодане освободилось, молния застегнулась и не возникло перевеса, а то потребуют раскошелиться.
Голь на выдумки хитра, однако "Победа" еще хитрее. Зачастую она фильтрует ручную кладь только при выходе на посадку, когда чемоданы у пассажиров уже забрали и отступать некуда. Поборы на этом этапе повышаются до 2 тысяч рублей за единицу запретного груза. Провоз пакетов из duty free обойдется в ту же сумму.
Жалобами клиентов лоукостера переполнен Интернет. Темой заинтересовались в Ространснадзоре – после того, как в "победную" переделку попал член Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов. Осенью 2015 года его сняли с рейса за отказ оплатить ручную кладь. Кроме грубости персонала, Чугунова возмутили условия провоза вещей и отсутствие адекватной информации о тарифах. Авиакомпании выдано предписание исправиться, с чем она не согласилась. В июне 2016 года Ространснадзор объявил, что вопрос будет решаться через суд.
Обобщая, можно выделить две глобальных претензии к "Победе" касаемо ручной клади. Во-первых, некачественное информирование. "Внимательнее читайте правила перевозки!" - твердят представители лоукостера. Штука в том, что правила эти – портянка из 22 глав мелким шрифтом – болтаются на сайте сами по себе, отдельно от страницы с тарифами. И мало кто доберется до пункта 14.3.9 с деталями про дамскую сумочку и портфель. В результате доплата становится сюрпризом для большинства пассажиров.
Как пояснила "Уралинформбюро" начальник консультационного центра для потребителей управления Роспотребнадзора по Свердловской области Ирина Короленко, по сути это введение в заблуждение. В Законе "О защите прав потребителей" есть соответствующая статья. Но формально перевозчик чист – публикует полные сведения об услуге. Бронируя билет, покупатель подтверждает, что ознакомился с ними.
"К сожалению, ясный регламент (форма подачи, читабельность шрифта) законодательно установлен только для договоров банковского кредитования, – констатирует Короленко. – В суде факт труднодоступности информации можно попробовать доказать с помощью скриншотов сайта. Привести для сравнения сайты других перевозчиков. За успех ручаться сложно, каждый конкретный случай индивидуален". В прошлом году житель Тюмени отсудил у "Победы" компенсацию через Роспотребнадзор, однако требования улучшить порядок информирования были компанией проигнорированы.
Второй принципиальный момент – само содержание ограничений, введенных "Победой" сверх Федеральных авиационных правил (ФАП).
"Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров. Конкретизации понятия "портфель" и какие-либо ограничения по его размерам воздушным законодательством не предусмотрены", – отвечает Минтранс одному из обиженных пассажиров.
"Противоречия ФАП никакого нет, так как закон в этой части не устанавливает никаких требований, – убеждает "Уралинформбюро" пресс-секретарь "Победы" Елена Селиванова. – Вводить ограничения по габаритам ФАП также не запрещено. Как раз наоборот, "Победа" вынуждена дать определения понятиям "дамская сумочка" и "мужской портфель" – для объективности, так как в ФАП не уточняется, что именно подразумевают под собой эти понятия, но и не запрещается устанавливать габариты для этих вещей. Поэтому для определения "дамской сумочки" и "мужского портфеля" авиакомпания использовала толковые словари Ожегова и Ушакова".
По мнению специалиста Роспотребнадзора Ирины Короленко, сложная казуистика объясняется просто: "Победа" оборачивает пробелы в федеральном законодательстве в свою пользу.
"Авиакомпания перенимает лучший опыт лидеров мирового лоукоста. Именно 75 сантиметров – практически их стандарт. В эти параметры укладывается большинство дамских сумочек и мужских портфелей (или чехлов для ноутбука)", – продолжает защищать "Победу" Елена Селиванова.
Ох и лукавит же пресс-секретарь насчет стандарта! Открываем Airline Business – главный журнал для авиаперевозчиков планеты. Находим свежий рейтинг лоукостеров. Изучаем лимиты у лидеров рейтинга: американской Southwest Airlines, ирландской Ryanair, британской EasyJet, бразильской Gol, индонезийской Lion Airlines, норвежской Norwegian. Нижний порог габаритов ручной клади – 110 сантиметров, а где-то и вовсе обходятся без ее замеров, ограничивая только вес.
Минтранс отчитывается, что готовит изменения в ФАП, в том числе разрабатывает четкие физические параметры багажа, ручной клади и вещей, находящихся при пассажирах. На стойках регистрации в ближайшее время установят специальные измерители для ручной клади, уверяет представитель "Победы".
Но вряд ли это изменит общий вектор отношения авиакомпании к клиентам. Лучше уповать на то, что у единственного отечественного лоукостера весной 2017 года, возможно, появится конкурент – его запуск анонсировала компания Red Wings.
Надежда ПРАВДИНА