Цирк на воде в Нижнем Тагиле
Десятый сезон.
Если из крана в квартире течет ядовитая жижа, кто виноват? Добиваясь ответа, общественники Нижнего Тагила оказались втянуты в настоящую цирковую феерию. Ареной стал Черноисточинский пруд, из которого пьет половина второго по величине города Свердловской области. Власти, "Водоканал" и контролирующие органы 10 лет показывают чудеса бюрократической эквилибристики. Закидывают друг друга бумажными самолетиками, ловко уворачиваются и сами себе аплодируют. А питьевой источник превращается в зловонное болото. Грязь льется в него со всех сторон, на радость сине-зеленым водорослям, токсины которых очень опасны и обычной очистке не поддаются.
Как ревизоры бомжей ловили
Территориально Черноисточинский пруд и прибрежный поселок Черноисточинск относятся к Горноуральскому городскому округу (ГГО). В 20 километрах - Нижний Тагил, для жителей которого качает воду ООО "Водоканал-НТ". Сам водоем, являясь федеральной собственностью, подконтролен министерству экологии Свердловской области. И до сих пор не имеет утвержденной санитарно-защитной зоны. Это значит, что загаживать пруд могут все кому не лень.
История, рассказанная главой организации "Экоправо" Андреем Волеговым, весьма занимательна. Еще 3 года назад жители Черноисточинска приметили на дальнем берегу странных поселенцев. Обитатели дощатых хижин промышляли рыбной ловлей. Нужду справляли в воду, заваливали мусором лес, рубили деревья. Землю якобы оформили законно, для пасеки. Правда, ульев рядом не наблюдалось.
Прошлым летом Волегов обратился в Нижнетагильскую природоохранную прокуратуру. Не дождавшись ответа, 1 октября 2015 года он собрал представителей контролирующих органов, Минприроды и администрации Черноисточинска – навестить "робинзонов", а заодно показать гостям цветение водорослей.
Выдал всем спасательные жилеты, сельчане предоставили катер. Дорога вплавь занимает 10 минут. Внезапно контролеру от Росприроднадзора позвонил начальник, велев пересаживаться на автомобиль в целях безопасности. Для комиссии подыскали внедорожник, но он застрял на полпути в лесных колдобинах. Рейд провалился.
Однако Волегов не терял надежды на содействие прокуратуры. Ответ поступил… через 9 месяцев после обращения, в марте нынешнего года. Ему сообщили, что сотрудники тагильской полиции не смогли добраться до места преступления на автотранспорте, а посему считают свою миссию выполненной.
"Смех смехом, но проблемы у водоема гораздо серьезнее, чем бомжи-браконьеры, - говорит глава Координационного совета по вопросам экологии и сохранения культурного наследия Рамиль Хакимов. - Из поселка через разрушенную дамбу поступают бытовые и дождевые стоки. Дома построены у кромки воды, что категорически запрещено. Шламонакопитель "Водоканала-НТ" переполнен, отходы из него тоже текут в акваторию. А рядом с деревней Захаровка золотодобытчики загрязняют реку Чауж, которая впадает в пруд. Объем органики – питательной среды для сине-зеленых водорослей - стал критическим. Мы взяли пробы во всех болевых точках. Результаты скоро объявим".
Кстати, Хакимову тагильчане верят, ведь его стараниями удалось отстоять Юрьев Камень и Ушковскую канаву – уникальные природные памятники.
Мэрская клоунада
Чиновники тем временем ведут неторопливую беседу в письмах, похожую на диалог клоунов - веселого и грустного. Мэрия Нижнего Тагила докладывает, что нашла подрядчика на латание плотины, ждет субсидию из областного минприроды на капремонт гидротехнических сооружений. Был организован экологический центр для мониторинга ситуации. Да, вода с каждым днем все хуже, зато мэр Сергей Носов проконсультировался у биологов о методах очистки водохранилищ. 29 июня областная комиссия будет комплексно обследовать Черноисточинский пруд. Благостную картину, мол, портит Горноуральский округ: тянет с землеотводом под новую дамбу, переводить водоем в категорию природного парка отказывается.
Конечно, отказывается – ведь в поселке тогда даже картошку сажать запретят, возражают в администрации округа. "Доля Черноисточинска в загрязнении пруда ничтожна. Мы на 80% дотационный район, канализация нам не по карману. Выгребные ямы опорожняем по графику, через край не переливается", - заверил "Уралинформбюро" замглавы администрации по ЖКХ и благоустройству Андрей Гебень.
Чего не хватает поселку, так это ливневой канализации. О нелегальных поселениях чиновник слышит впервые. А легальная застройка "исторически сложилась", корректировке не подлежит. К слову, аккурат вдоль берега прописались коттеджи тагильских VIP-ов. Вряд ли кто-то рискнет сгонять их с насиженных мест.
"Странно, что тагильчане спокойно обсуждают объект, расположенный на чужой территории. Я бы хотел, чтобы нас приглашали к дискуссии. Не хотят звать – не надо. Только потом пусть не переживают. Если мы не участвовали в обсуждениях, то для нас их просьба о помощи может оказаться неожиданностью", - говорит замглавы округа, едва скрывая обиду.
Где же "потерялась" санитарно-защитная зона (СЗЗ) Черноисточинского пруда?
"На совещании в горадминистрации 16 июня мы озвучили результаты своего расследования, - поясняет Андрей Волегов. – Оказывается, СЗЗ должны были утвердить еще в 2010 году. Регион в лице минприроды тогда свою часть выполнил и передал документы в "Водоканал-НТ". Но тот за 6 лет не удосужился обозначить пограничную линию на карте".
Мэр приказал коммунальщикам исправлять оплошность и каждый месяц отчитываться. По закону "Водоканал-НТ" как водопользователь обязан организовать санитарно-защитную зону по всей окружности пруда и обеспечить ее охрану. Кроме того, очистить перегруженный шламонакопитель, где складируют осадок после отстаивания воды. Следующий шаг - соорудить новый накопитель вдали от берега. Сейчас смесь ила и химреагентов свободно проникает в пруд.
Однако директор компании Вячеслав Таран с такой постановкой вопроса не согласен. "Мы осуществляем централизованное водоснабжение. Охраной прибрежной зоны должна заниматься администрация местного района. Наши очистные сооружения удовлетворяют требованиям, вода на выходе соответствует СанПиН. А качество исходной воды ухудшилось только из-за людей, живущих на берегу. Других причин я не вижу", - заявил он "Уралинформбюро".
Медведев всех рассудит?
1 июля координационная группа экологов созывает в Нижнем Тагиле брифинг для журналистов. Повестка – начало сбора 100 тысяч подписей для включения города в федеральную программу "Чистая вода" по линии "Единой России". У общественников готов план действий на случай, если деньги выделят. Во-первых, очистка питьевых водоемов (Черноисточинского и еще двух). Во-вторых – замена изношенных на 90% водоводов, подводящих магистралей и труб в домах. Наконец, строительство фильтровальной станции на Верхне-Выйском пруду, где сейчас воду лишь хлорируют - от марганца, железа и меди это не спасает.
По оценкам экспертов, в целом потребуется около 7,5 миллиарда рублей. Но и частичное финансирование для тагильчан станет манной небесной.
"Мы согласны даже на повышение тарифов, лишь бы муниципалитет ежегодно перекладывал 5-6% внутридомовых сетей, - признается Андрей Волегов. – Горожане больше тратят на бензин, чтобы заправить машину и доехать до скважины или колодца за чистой водой. Из-под крана давно никто не пьет".
Эффект от общественной "движухи" есть, радуется активист. "Раньше после ванны приходилось соскребать с себя жирную пленку или ржавчину. А провели в мэрии круглый стол в конце мая – и вода стала, как слеза. Значит, "Водоканал" не обязательно пичкать деньгами, достаточно напомнить ему о прямых функциях?"
Вопрос остается открытым. Если общественность не поднимется "из окопчика", цирковое представление на арене Черноисточинского пруда может растянуться до бесконечности.
Надежда ПРАВДИНА, Елена ПЛЮХИНА