Зашифрованная медицина

С неутешительным диагнозом.

Находившиеся в здравом уме люди два-три года назад полагали, что систему российского здравоохранения можно излечить. Законы-инъекции, реформы-операции и так далее согласно анамнезу… Но, как принято говорить в кругу медиков, прогноз лечения во многом зависит от организма больного: кто-то пойдет на поправку, а кто-то может и нет. 

Реформа здравоохранения была задумана, чтобы навести порядок в отрасли. Были поставлены задачи - сделать бюджетные клиники эффективными и сократить затраты. Для этого им пришлось избавляться от штатного и имущественного "балласта" и сокращать коечный фонд. Больницам стали оплачивать каждый конкретный случай лечения и считать каждую прикрепленную к поликлинике "душу" пациента.

В итоге "сокращение" и "реорганизация" стали самыми популярными словами в отечественной медицине. А интересы пациентов остались на втором плане.

"Сокращают койки в круглосуточном стационаре и переводят дневной на работу в две смены. Но не учитывается, что вторая смена заканчивается в 22.00, а городской транспорт уже не ходит с 20.00. Какой выход? Только такси, а много ли пациентов имеют возможность заказать ежедневно такси?" - недоумевает член комитета Госдумы РФ по охране здоровья Лариса Фечина.

Главврачам, которые пытаются отстоять сотрудников и койки, чиновники твердят об умелом менеджменте и заставляют считать каждую копейку. Особенно сложным стал 2015 год, когда тарифы Территориального ФОМС вдруг уменьшились к концу года. Ставки круглосуточных стационаров сократились с 21 000 рублей до 20 000, а подушевого - с 210 до 180 рублей.

Выделяемых средств стало едва хватать на оплату коммунальных услуг и зарплату сотрудников. Чтобы свести концы с концами, медики бросились "во все тяжкие".

"Больницы занимаются приписками, чтобы получить дополнительные деньги. Более легкие заболевания классифицируют, как тяжелые, за которые больше платят. Нередки случаи, когда пациенты обнаруживают, что были на приеме у своего врача, хотя туда не ходили", - рассказал "Уралинформбюро" оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников здравоохранения "Действие" Андрей Коновал.

Как говорят осведомленные медики, чехардой с кодами Международной классификации болезней увлечены практически все. Удалили аппендицит, а после операции сели и прикинули – как из более "дешевого" реального случая сделать дорогостоящий мифический.

Злоупотребления отыскивают страховые компании и ТФОМС. Наказывают провинившихся рублем. Порой доходит до увольнения главврача. "У нас идет бойкая смена руководителей в медучреждениях. Но кредиторская задолженность больниц продолжает расти", - подчеркивает Л.Фечина.

"Больницы фактически переведены на хозрасчет. Как потопаешь, так и полопаешь - людоедская логика, которая подменяет задачу медучреждений. Они заинтересованы в потоке пациентов, а не в том, чтобы люди не болели", - поясняет А.Коновал.

В чем же причина "шифровки" медицины? По данным Ларисы Фечиной, сегодня недофинансируется порядка 30% медицинских услуг, гарантируемых государством бесплатно.

Минфин предложил официально переложить проблему на плечи пациентов. В середине ноября ведомство "бросило пробный шар", представив программу продвижения платных услуг в здравоохранении.

Для работающих россиян хотят ввести "лимит" на неотложную помощь - 4 раза в год скорая приедет бесплатно, а начиная с пятого раза придется платить. Терапевт будет безвозмездно приходить на дом не более 8 раз за год. Возможно и ограничение приема врачей в поликлинике до 4 раз. Этот секвестр, по мнению чиновников, позволит экономить под 50 миллиардов рублей в год.

"Если мы пойдем по предложению Минфина, то тогда человек, у которого прихватило сердце, будет задумываться, а стоит ли вызывать скорую? А расплатится ли его семья? Здесь каждая минута дорога, а если тянуть время – то человек погибнет", - сомневается в подобном решении проблемы Лариса Фечина.

По ее мнению, нужно еще раз пересчитать тарифы, по которым больницам оплачивается медпомощь, приблизив их к реальным затратам. А также продолжить избавляться от балласта в виде ветхих и неиспользуемых корпусов медучреждений.

Председатель правления общественной организации защиты потребителей медицинских услуг "Здравоохранение" Максим Стародубцев считает, что в любом случае денег "сверху" Минфин не накинет, а государственные клиники не станут эффективными, пока не будет серьезной конкуренции.

"Мы в последние годы увидели увеличение смертности, в том числе среди работающего населения. Люди не идут в государственную больницу потому, что получение медуслуги несоизмеримо с затратами по времени. Одно из моих предложений – софинансировать из системы ОМС услуги частных медцентров. Не по полному тарифу, а частично, чтобы это было выгодно ФОМС. То есть часть платит пациент, часть ФОМС", - отмечает М.Стародубцев.

О том, что средств в здравоохранении не хватает, признался в своем недавнем Послании Владимир Путин. Он обратил внимание на недофинансирование федеральных клиник, где оказывается высокотехнологичная помощь. В итоге в бюджете ФОМС будет выделена специальная федеральная часть.

Глядя на проблемный бюджет 2016 года, можно рискнуть предположить, что денег у ФОМС больше не добавится. Значит, будут забирать из регионов. И доплачивать пациентам за медуслуги в российских городах и весях так или иначе придется.

Ирина КАЛИНИНА

Актуальное