Коренным в Югре не место
Или как нефтяники избавляются от "помех".
В Ханты-Мансийском автономном округе произошло очередное столкновение между коренными народами и нефтяниками. Хантыйского шамана Сергея Кечимова, который является хранителем священного озера Имлор, обвиняют в угрозе убийством сотрудникам "Сургутнефтегаза". Ему грозит 2 года тюрьмы. Между тем эксперты уверены: все это не что иное, как попытка выжить с территории Федоровского месторождения строптивого представителя малочисленных народов Севера, который встал на пути нефтяников. Подробности – в материале "Уралинформбюро".
Озеро Имлор находится на территории богатого Федоровского месторождения, разработкой которого занимается "Сургутнефтегаз". Для хантов оно священное: аборигены приезжают туда для совершения обрядов. 57-летний оленевод Сергей Кечимов называет себя смотрителем этого места.
"Он всю жизнь здесь живет. С развитием нефтяной индустрии семьи коренных народов откочевали, а Сергей Васильевич единственный остался. Еще недалеко его брат живет", - рассказала координатор арктической программы "Гринпис Россия" Евгения Белякова.
Ранее озеро Имлор не было общедоступным. Однако после того, как нефтяники начали разрабатывать месторождение, сюда протоптали дорогу рыбаки, охотники и браконьеры, вдоль берегов появились горы мусора. Само же озеро попало в "нефтяное кольцо" - оно окружено со всех сторон трубами "Сургутнефтегаза".
Священное озеро Имлор в "нефтяном кольце". Фото: Денис Синяков, "Гринпис"
"Здесь построили не только дороги, но и охотничьи избушки. Сергей Васильевич показывал нам на карте, где они находятся. И этих избушек как минимум десяток! И все они построены без согласования – охота здесь вообще запрещена, только коренные жители имеют право заниматься этой деятельностью на традиционных землях", - отметила Е.Белякова.
Сергей Кечимов, будучи хранителем Имлора, заботится о поддержании его чистоты и неприступности, постоянно убирает рыболовные сети и жалуется на нефтяников. По его словам, "Сургутнефтегаз" систематически допускает разливы черного золота, и нефть попадает в водоем. "Сергей Васильевич всегда делал им замечания, был занудой. Но жалуется он только на локальном уровне", - подчеркивает эксперт "Гринписа".
В прошлом году обязанности смотрителя довели Сергея Кечимова до уголовного дела. В сентябре 2014 года на традиционных землях появилась собака, которая загрызла оленя и едва не покусала шамана. "В соответствии с правилами, нефтяникам запрещено держать собак, так как они угрожают оленям", - отмечает Е.Белякова.
Кечимов взял ружье и отправился на поиски собаки. Прибыв на остров, он ее обнаружил и, недолго думая, застрелил. Находившиеся поблизости мужчины отреагировали криками и ругательствами.
Как рассказывает Евгения Белякова, спустя несколько дней к шаману пришли неизвестные люди, один из них был в полицейской форме. Они пытались надеть на него наручники и увести, но на помощь подоспел брат Кечимова. Еще через несколько дней к нему снова пришли, и на этот раз дали подписать какую-то бумагу. Как оказалось, это было чистосердечное признание в угрозе убийством, после этого было заведено уголовное дело.
Следует отметить, что шаман практически не говорит по-русски, и прочитать текст бумаги он не мог.
Сергей Кечимов показывает, что осталось от земель хантов после прихода нефтяников. Фото: Денис Синяков, "Гринпис"
Дело было передано в мировой суд несколько месяцев назад. Дважды назначалось заседание, однако в назначенное время не приходили представители истцов. "Всего два истца. Нигде в бумагах не обозначено, что они сотрудники "Сургутнефтегаза". Они проходят как частные лица. Но мы понимаем, что конфликт произошел на лицензионном участке нефтяников", - отметила Е.Белякова.
Руководство "Сургутнефтегаза" в нарушение закона о СМИ отказалось комментировать ситуацию и не ответило на официальный запрос "Уралинформбюро". В пресс-службе компании заявили: "Наше руководство решило оставить ваш запрос без ответа. Причины не объяснили".
Следующее заседание суда по делу шамана назначено на 17 августа. Кстати, первоначально у Сергея Кечимова был бесплатный государственный адвокат, который в дальнейшем посоветовал шаману нанять защитника за свой счет. Теперь в суде интересы ханта будет представлять Алексей Верхоглядов. Он предпочитает с прессой не общаться и не разглашает, как намерен строить линию защиты. Однако известно, что основной упор будет сделан на то, что Кечимов не владеет русским языком и не мог прочитать, что подписывает. А это значит, что дело должно быть возвращено на доследование. "Но и помимо этого было допущено много нарушений в процессе расследования", - говорит Белякова.
По мнению экспертов, нефтяники часто пользуются незнанием коренными жителями русского языка. Это облегчает получение согласия на разработку участков, которые пролегают на землях традиционного природопользования.
"Мы стараемся решение проблемы вынести на более высокий уровень – нужно менять законодательство. В том числе, собираемся инициировать изменение регионального закона, который регулирует отношения коренных народов и нефтяников. В самом законе лежит суть конфликта – никто не обязывает представителей нефтяных компаний консультироваться с коренными народами на этапе разработки проектов, разработки инфраструктуры.
Коренные народы Севера пользуются своим традиционным правом. Они тысячелетиями живут на этих землях и в этих границах кочуют. И не привыкли они к праву государственному. И их, почему-то, не приучили к нему. Никто их правовым образованием не занимается, никто помощи не оказывает. И вынуждены они потом на собственные деньги нанимать адвокатов", - обрисовала ситуацию Евгения Белякова.
В последнее время в ХМАО нередки истории о том, как нефтяники притесняют коренных жителей. Не последнюю роль в этом отводят "хозяйке Югры" Наталье Комаровой, которая трепетно относится к нефтедобыче. Ее тезис – Россия должна качать как можно больше черного золота. О месте, роли и праве коренных малочисленных народов Севера ныне и.о.губернатора с аналогичным придыханием не говорит.
Наталья ТИМОФЕЕВА