И Ротенберг вам в помощь
Травить Урал.
17 июля 2015 года в суде продолжатся слушания о незаконном строительстве сурьмяного завода в Дегтярске (Свердловская область). Обжалуются процедурные вопросы при выделении земельного участка. Иск подала прокуратура, которую буквально засыпали жалобами жители города.
По мнению общественников, "Национальная сурьмяная компания" без всякой экономической логики решила построить в жилом квартале опасное химическое производство, которое потенциально может загадить питьевые источники Екатеринбурга. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", производственников поддерживают чиновники, которые не церемонятся не только с природой, но и с законодательством.
Жителей Дегтярска не устраивает то, что завод разместится на городской улице рядом с очистными сооружениями и рекой, которая все стоки будет исправно поставлять в Волчихинское водохранилище (там черпает воду екатеринбургский "Водоканал"). Воздух обогатится свинцом, мышьяком, серой, соединениями сурьмы. Соответственно, неизбежны кислотные дожди.
Руководитель "Национальной сурьмяной компании" Александр Лапин все обвинения в загрязнении окружающей среды отрицает. Только что на форуме "ИННОПРОМ-2015" он заявил, что помимо собственных водоочистных сооружений, предприятие смонтирует уникальную немецкую систему очистки газов, благодаря которой выбросы вредных веществ в атмосферу будут на порядок ниже предельно допустимых концентраций.
Активист движения "Гражданин Урала" Даниэль Марголис сомневается, что НСК собирается закупать немецкое газоочистное оборудование: "Это просто бла-бла-бла. Навороченные очистные сооружения должны быть отражены в проекте. В заключении "Главгосэкспертизы" на всех этапах фигурируют только рукавные фильтры – древняя технология, которая задерживает лишь крупные частицы. Или НСК блефует, или поменяла проект – тогда требуется новое одобрение "Главгосэкспертизы".
Смущает общественников даже не беспардонное поведение производителей сурьмы, а реальная цифра, отраженная в проекте: в год планируется выбрасывать 821 тонну вредных веществ. Независимые эксперты говорят, что будет значительно больше, поскольку завод намерен вырабатывать 5 800 тонн триоксида сурьмы.
Соединение это – исключительно вредное. Сурьма, рассказывает директор Института химии твердого тела УрО РАН Виктор Кожевников, химический родственник таллия и полония. Соответственно, если этот тяжелый металл в каком-либо виде попадет в организм, то последний будет тотально поражен. Активисты Дегтярска это знают, и потому их нельзя убедить лишь словами о том, что на предприятии будет особая система газоочистки.
Дегтярцы не понимают, зачем надо строить сурьмяное производство за тысячи километров от источников сырья. Концентрат в Дегтярск будет поставлять из Якутии ОАО "Сарылах-Сурьма", входящее в GeoProMining, которая в 2012 году учредила "Национальную сурьмяную компанию". Лапин говорит, что власти (вопрос – какие?) посоветовали ему выбрать один из депрессивных городов, и он остановился на Дегтярске, поскольку тут рядом заводы, где можно черпать кадры и закупать необходимые компоненты. Как он считает, строительство сурьмяного производства даст толчок развитию города: расширение электрических и газовых мощностей привлечет инвесторов.
Горожане считают, что НСК преувеличивает свой вклад в развитие инфраструктуры Дегтярска: например, прокладку газопровода, как выяснили активисты, финансирует бюджет согласно госпрограмме. Весьма сомнительны и выгоды от создания новых рабочих мест. "Мы посчитали, – рассказывает Марголис, – что даже если на заводе будут работать 200 человек с зарплатой 40 тысяч рублей, во что я не верю, поскольку средняя зарплата в городе 15 тысяч, то бюджет получит меньше 2 миллионов рублей НДФЛ в год". Весьма призрачны и остальные налоги: до недавнего времени головное предприятие было зарегистрировано на Кипре, сейчас – в Москве, то есть деньги не пойдут в Дегтярск.
С доводами общественности прекрасно знакомы не только в НСК, но и во многих чиновничьих кабинетах разного уровня, включая Администрацию президента РФ. На словах все соглашаются, что это сомнительный проект, а на деле… упорно проталкивают его. В конце 2014 года половину пакета НСК продали Игорю Ротенбергу, чей отец, как считается, находится в приятельских отношениях с Владимиром Путиным. И тут же ставки НСК "пошли в гору". По словам Марголиса, как только истец-прокуратура начала побеждать в суде, в процессе был заменен ее представитель. Общественники вообще опасаются, что их иск "положат под сукно".
Наглядный пример схемы борьбы с активистами-экологами - торгово-развлекательный центр "Радуга", который был построен в Екатеринбурге сразу в трех санитарно-защитных зонах (Широкореченского кладбища и двух транспортных предприятий). Зоны задним числом урезали так, как это было нужно главе "Форум Групп" Олегу Черепанову. То же сейчас делают в Дегтярске.
СЗЗ вокруг сурьмяного завода должна быть 300 метров, то есть в нее попадают улица с жилыми домами, река, очистные сооружения, что запрещено законодательством. Поэтому НСК решила с дозволения Роспотребнадзора нарисовать удобный им проект СЗЗ, построить опасное производство, а потом провести замеры и поправить его. На этом "рисунке" заводской забор упирается в забор фермера, то есть санитарная зона здесь составляет 0 метров.
Сейчас, надо полагать, будет легализован фальшивый генеральный план развития Дегтярска. Настоящий генплан, принятый депутатами муниципальной думы, не позволяет строить сурьмяное предприятие. Но разве это преграда для хозяев НСК, которые умудрились принести в суд газету с объявлением о покупке земли под строительство за год (!!!) до своей регистрации?
Банальное жульничество позволяет "сильным мира сего" плевать на законодательство. Прокуратура, как это уже было с "Радугой", слепоглухонема. А знает ли президент Путин, с какой грязной историей теперь будут связывать его имя на Урале?
Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ