Дороже прав только обязанности

Обучение в автошколе влетит екатеринбуржцам в копеечку.

Новыми правилами лицензирования автошкол недовольны все – и курсанты, и руководители учебных заведений. Последним новации лишь добавили головной боли – пришлось готовить для ГИБДД целый ворох бумаг, спешно искать психологов и пересматривать прайс-лист на свои услуги. В итоге стоимость обучения в екатеринбургских автошколах подорожала в среднем на 5-10 тысяч рублей.

Приказ Минобрнауки РФ о новых программах обучения водителей вступил в силу 11 августа 2014 года. С этого времени, чтобы получить "добро" на набор курсантов, все без исключения автошколы Среднего Урала должны сдать "экзамен" ГИБДД. Автоинспекторы теперь проверяют не только учебные программы, но и осматривают машины, классы, оборудование, тренировочные площадки и автодромы. И только после этого выдают заведениям необходимое заключение.

По замыслу федеральных властей, нововведения должны улучшить качество подготовки водителей, снизить аварийность на дорогах, а также убрать с рынка недобросовестные автошколы. Не имея необходимой для обучения курсантов материально-технической базы, они попросту продавали всем желающим сертификаты об окончании курсов.

Однако на деле все получилось иначе. Как признались "Уралинформбюро" в НОУ "Свердловская областная школа ВОА", чтобы сдать все необходимые бумаги в ГИБДД, приходилось работать сверхурочно. "Это все правильные требования, это все должно быть в нормальных школах. Но когда это все вываливается одним махом…", - сетует директор Владимир Майстер.

А вот президент Уральской ассоциации автошкол Георгий Коваленко считает, что у автошкол было достаточно времени, чтобы подготовиться к нововведениям: "В 2013 году мы уже знали, какие будут требования к автодромам и учебным площадкам". Кроме того, он считает, что новые правила - это давно забытое старое. До 2010 года инспекторы ГИБДД также проверяли учебные заведения.

В уральской столице тогда насчитывалось около 60 автошкол. После отмены проверок число заведений выросло до сотни. Однако автодромов в Екатеринбурге больше не стало. Их и сейчас всего-то четыре. Многие школы по-прежнему предпочитают не вкладываться в материально-техническую базу.

По данным регионального УГИБДД МВД РФ, на 1 декабря 2014 года из 332 свердловских автошкол заявки на "экзамен" поступили лишь от 263. Заключения пока получили 77. Документы остальных находятся на рассмотрении.

Многие автошколы, не желая терять заработок, на свой страх и риск продолжили набирать курсантов без положительного заключения ГИБДД. Их бизнес и без того сезонный. В ноябре - январе спрос на обучение резко падает – екатеринбуржцы заняты подготовкой к Новому году, а тут еще и новые правила.

Что касается учебного процесса, то здесь мало что изменилось. По словам заместителя начальника отдела экзаменационной работы, технадзора и регистрации авто- и мототранспортных средств УГИБДД МВД РФ по Свердловской области Ивана Мальгина, автодромы у большинства автошкол остались прежними – на них дополнительно появились лишь разметка и дорожные знаки. Некоторые учебные заведения установили на своих площадках светофоры. Но таких мало.

Часов по теории хоть и прибавилось (130 вместо прежних 106), однако статистику сдачи экзаменов в ГИБДД они вряд улучшат. Теорию с первого раза сдает подавляющее большинство учащихся, в то время как езду по городу и автодром лишь около 25-27%. Курсантам по-прежнему не хватает практических занятий, а их по новым программам добавилось немного. "По категории "B" ранее было 50 часов, сейчас - 56", - отметил И.Мальгин.

Из нововведений – обязательный предмет "Психофизиологические основы деятельности водителя", где изучаются причины агрессии на дорогах, а также проводится тест на склонность к рискованному поведению на трассе. Но многие эксперты сходятся во мнении, что курс по сути бесполезный. Не все преподаватели прочтут его добросовестно, а значит, практической пользы от него не так уж и много.

При всем при том стоимость обучения в автошколах за последние месяцы взлетела в разы. Екатеринбуржцы недовольны. "Ну дожили... легально купить права со всеми справками и экзаменами можно за 50000р... а нелегальные конечно дешевле...". "От психолога будет толк? Или как от медчасти? Вот бинт, вон аспирин. Больного не трогайте, вызывайте скорую", - обсуждают новации пользователи на одном из местных форумов (орфография и пунктуация авторов сохранены – прим.ред.).

Как рассказали "Уралинформбюро" в автошколе "Зеленый свет", до вступления в силу новых правил лицензирования курс обучения обходился в 20 000 рублей, сейчас уже в 24 500. В "Пегас-авто" цены подняли с 16 до 24 тысяч. В НОУ "Свердловская областная школа ВОА" стоимость подскочила на 7 с лишним тысяч - до 29 650, в автошколе "Бумер" вместо 18 тысяч придется заплатить все 30.

В автошколах уверяют, что вынуждены поднимать стоимость обучения, так как с появлением дополнительных часов выросла оплата труда преподавателей. Кроме того, пришлось брать в штат психолога.

"Мы просто так цену никогда не повышаем. Если ничего не менялось, у нас так цена и оставалась. Если и повышалась, то где-то на 100 рублей. Допустим, если вырастала цена на бензин. А сейчас мы вынуждены были поднять до 29 тысяч, потому что выросла оплата преподавателей и мастеров производственного обучения", - заявляют в НОУ "Свердловская областная школа ВОА".

Оценивать нововведения пока рано. Однако уже сейчас с уверенностью можно сказать, что автошколам придется бороться за курсантов. Высокая стоимость обучения будет по карману не всем. Те же, кто найдет средства, будут выбирать наставников тщательнее.

Ольга КАРПОВА