В недобрый путь

Из Свердловской области в Югру.

Запуска новой трассы Ивдель - Ханты-Мансийск многие ждали с нетерпением. Её даже прозвали "дорогой жизни". Однако вряд ли название оправдало себя. Из-за ям и ухабов трассу впору именовать "дорогой смерти". Ведь, несмотря на дефекты покрытия, по ней ходят междугородние автобусы.

Дорога Пермь – Серов – Ивдель – Ханты-Мансийск – Сургут – Нижневартовск – Томск имеет общую протяжённость  2 610 километров. Свердловский участок составляет 149 километров. Его начали тянуть в 2005 году. Однако подрядчики не справлялись с большими объёмами работ и не раз срывали сроки. С горем пополам дорогу всё же запустили в октябре 2013 года.

Новая трасса должна существенно сократить время в пути между двумя регионами. А значит, уменьшились бы затраты компаний на перевозку грузов, и населению было бы проще добираться.

Транспортникам удалось получить разрешение на перевозку пассажиров по новой дороге спустя полгода. Помимо бумажной волокиты во время согласования рейса возникли проблемы из-за отсутствия в городах следования автостанций, где можно было бы купить билеты. И все же 10 июня 2014 года первый автобус №1112 Екатеринбург – Советский отправился в путь.

Радость пассажиров продолжалась недолго. Спустя 10 дней маршрут официально запретили инспекторы свердловской ГИБДД. В адрес перевозчика – ООО "Континент" было направлено соответствующее предписание.

Как оказалось, новая трасса небезопасна для передвижения. Снимки ухабистой дороги выложил в своём Twitter депутат регионального Заксобрания Андрей Альшевских. Фото сопровождались комментарием: "Съезды, карманы, обочины недоделаны. Где-то ямы успели образоваться. С периодичностью высятся горы щебня. А основательная группа рабочих занимается вторым слоем асфальта. Дел невпроворот ещё, как говорится".

Возникает резонный вопрос. Для чего трассу открыли в таком виде? Как пояснили "Уралинформбюро" в региональном правительстве, торопились в интересах жителей.

"Маршрут №1112 Екатеринбург - Советский был открыт по многочисленным просьбам жителей Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Автомобильная дорога разбита на 7 пусковых комплексов, которые строятся в две стадии: укладка щебеночного покрытия и покрытия из асфальтобетона. Важно, что ввод объекта в эксплуатацию предусмотрен на первой стадии строительства, что и позволило обеспечить сквозной проезд по автомобильной дороге. Окончательно объект будет достроен в 2016 году", - объяснил заместитель министра транспорта и связи Среднего Урала Василий Старков.

Между тем, в пресс-службе УГИБДД по Свердловской области "Уралинформбюро" заявили, что просьб жителей и согласия региональных властей для запуска по трассе автобусного маршрута вовсе недостаточно. Нужно было и разрешение инспекторов. А они такового не выдавали. Судя по всему, всю ответственность взяли на себя региональные чиновники.

Несмотря на запреты, автобусы продолжают курсировать. Как рассказали "Уралинформбюро" в пресс-службе Северного автовокзала Екатеринбурга, ООО "Континент" не уведомляло об изменениях графика или маршрута движения. В кассах по-прежнему можно купить билеты до Советского. В свердловской ГИБДД не смогли объяснить ситуацию.

Как сообщил "Уралинформбюро" начальник отдела подготовки и проведения конкурентных процедур "Уралтрансспецстроя" Алексей Обрезков, сейчас движение на участке перекрывается лишь по полосам. То есть пока дорожники работают на одной полосе, по второй едет транспорт. В течение прошлого года специалисты положили лишь нижний слой асфальта, теперь укладывают верхний. Правда, толщина асфальта не особенно влияет на безопасность перевозок. На участке есть и куда более серьёзные проблемы.

"На седьмом пусковом комплексе (722-745 километры) недосыпаны обочины, вдоль дороги лежат демонтированные элементы барьерного ограждения, на отдельных участках не убраны стойки барьерного ограждения. Установлены далеко не все дорожные знаки. Если говорить о безопасности движения, то на неё особенно влияют недосыпанные обочины. То есть где-то, например, обочина готова, а где-то провал. Если машина съедет на такую обочину, может произойти авария. А съезжать на обочину она может в разных ситуациях. К примеру, чтобы избежать столкновения", - прокомментировал А.Обрезков.

По словам подрядчиков, дорогу вообще не нужно было открывать для автомобилистов. "Официальный срок сдачи объекта – 2016 год. Не знаю, кто и что там решил открыть. Сейчас мы работаем в рамках графика", - пояснил "Уралинформбюро" руководитель ООО "Магистраль" Андрей Огибенин.

В результате чьей-то излишней ретивости покрытие рискует деформироваться. На уже положенном нижнем слое асфальта появляются ямы и провалы. А это в будущем - дополнительная работа для подрядчиков. Значит, и стоимость стройки может увеличиться, а сроки – растянуться.

Сейчас, согласно проектной документации, возведение трассы оценивается в 7 с лишним миллиардов рублей. Гарантийный срок с момента ее сдачи составит 6 лет. "Там положен не ЩМА, а асфальт типа "А". Он менее долговечный. За 6 лет, если будут какие-то изъяны, они точно вскроются. И устранять дефекты подрядчик будет за свой счёт", - успокоил А.Обрезков.

А пока пожелать доброго пути автомобилистам и пассажирам маршрутных автобусов не поворачивается язык. "Дорога жизни" сейчас, по сути, представляет из себя опасные трамплины.

Елена ПЛЮХИНА