Ученый гнев

Уральские академики потребовали от Путина отставки правительства.

Ученых и специалистов не устраивает поспешность и келейность, с которой власти пытаются реформировать Российскую Академию наук. Главная претензия к правительству  – ликвидация  самоуправления в академической науке и передача ее имущества чиновничье-бюрократической структуре, которая от имени государства, очевидно, и будет заказывать фундаментальные исследования. Эксперты прогнозируют, что новая схема приведет лишь к утрате имущества и массовому увольнению сотрудников исследовательских институтов.

Реформа РАН предполагает лишение статуса юридического лица территориальных отделений академии и превращение ее в общественно-государственное образование – фактически в некий экспертный клуб любителей науки. Озвученные планы стали для юристов полной неожиданностью.  

Директор института философии и права УрО РАН Виктор Руденко заявил на состоявшемся собрании Отделения, где побывал обозреватель "Уралинформбюро", что в законопроекте, поспешно внесенном правительством в Госдуму, имеются откровенные ляпы. Гражданский кодекс РФ, который  обладает большей юридической силой, нежели обычный закон, не предусматривает такую форму объединения, как общественно-государственная организация. Кроме того, эту мифическую ОГО необходимо будет наделять имуществом, поскольку по действующему законодательству только унитарные предприятия и бюджетные учреждения не являются собственниками закрепленного за ними имущества. Но главное даже не в этом: из проекта закона не ясно, кто будет формировать программу фундаментальных исследований, ради которых академия наук и создавалась почти 300 лет назад.

Главный ученый секретарь Уральского отделения РАН Евгений Попов полагает, что реформаторы от власти решили превратить академию наук в аналог западных университетов, где руководителей назначают чиновники. Но они забывают, что для решения конкретных задач в США, например,  создаются исследовательские центры типа Силиконовой долины, которые строятся уже по другому принципу: степень самоуправления там значительно выше, что их роднит с РАН.

Такие научные центры есть и в России (Федеральные ядерные центры и другие закрытые городки), но они занимаются локальными проблемами и очень часто обращаются в РАН за помощью в решении каких-то фундаментальных задач, поскольку у них нет времени на них. Например, Уральский академический институт математики и механики проводил сложные математические расчеты, позволившие создать алгоритм запуска ракеты в космос.

Ученые боятся, что с реорганизацией РАН фундаментальная составляющая уйдет. Сейчас перспективность научных исследований определяют институты и президиум РАН. После  экспертизы министерств и ведомств утвержденные темы работ получают статус госзаказа и бюджетное финансирование. Е.Попов опасается, что после реформы академии направления исследований будут диктоваться сверху, и как только чиновник станет определять, что нужно, а что не нужно – науки не будет. Люди просто уйдут из институтов.

Между тем сторонники реформирования РАН указывают на чрезвычайную неэффективность нынешнего использования бюджетных средств. В частности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев обратил внимание на тот факт, что повышение финансирования академической науки не ведет к увеличению публикаций российских ученых в международных журналах и цитируемости их работ. Слабая отдача от научной деятельности порой компенсируется коммерческой, нацеленной на получение прибыли от сдачи в аренду обширной недвижимости. Полученные средства по какой-то причине не конвертируются в исследовательскую активность и омоложение кадров, без чего научные институты обречены на стагнацию.

Вызывают вопросы у общественности  и некоторые запросы руководителей институтов РАН. Так, активисты портала "РосПил" уличили руководство Уральского отделения академии наук в намерении закупить автомобиль стоимостью 1,1 миллиона рублей при наличии долгов за электроэнергию. Институт прикладной астрономии РАН в Санкт-Петербурге и вовсе захотел приобрести Mercedes-Benz E350 стоимостью 2,6 миллиона рублей.

Ученые парируют, что прямой связи между увеличением финансирования и ростом публикаций в международных журналах нет. Российская наука потеряла три поколения, и теперь массовый набор молодых ученых ничего не решит: им еще надо набраться опыта, чтобы быть признанными в мире. Поэтому и нет такого конкурса, как в СССР, на должность старшего научного сотрудника. Скакнуть же через ступеньку нельзя: можно и лоб расшибить.

Заместитель председателя УрО РАН Эдуард Горкунов объяснил, почему уральские академики мало публикуются в международных журналах. Статей, утверждает он, пишется достаточно, но иностранцы требуют подтвердить исследования на современном оборудовании, которого в РАН очень мало. Поэтому уральские ученые и советуют правительству РФ выдвигать соизмеримые требования. По их мнению, деньги лучше направлять на закупку оборудования, чем на подкуп академиков, которым в случае одобрения реформы обещана пожизненная ежемесячная стипендия в 100 000 рублей.

Отвергают ученые и обвинения в нецелевом использовании академического имущества. Все, что институты сдают в аренду, говорят они, проходит с разрешения президиума РАН и Росимущества, то есть правительства. Про разбазаривание недвижимости и говорить не приходится: по данным  Э.Горкунова, Уральское отделение ни один квадратный метр на сторону не реализовало – в то время как Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, подконтрольный правительству, изъял у академии земли якобы под строительство и продал их. На этих участках, утверждает академик Горкунов, ничего построено так и не было.

Именно поэтому сотрудники УрО РАН подозревают, что вся реформа  затеяна властями лишь для того, чтобы устроить массовую распродажу такого лакомого куска, как строения и сооружения РАН, которых насчитывается более 50 000.

Спешка, с которой правительство пытается протолкнуть через Госдуму РФ законопроект об изъятии имущества у академиков, побудила последних принять на собрании обращение к президенту РФ Владимиру Путину об отставке кабинета министров. Это предложение вызвало бурные овации участников собрания.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ