Китайцы научат россиян любить
Родного потребителя.
Российские металлурги уведомили машиностроителей, что в феврале вырастут цены на прокат. Увеличится стоимость металлопродукции и для нефтегазовой отрасли. Примечательно, что сталевары меняют ценники чуть ли не ежемесячно: за последний год металл в общей сложности подорожал в два раза. Между тем в США отмечается прямо противоположная тенденция: в 2014 году цена стали упала на 10%. На мировом рынке дешевеют руда, уголь, перевозки сырья – и конца и края этому процессу, утверждают аналитики, пока не видно.
Эксперты объясняют "нерыночное" поведение российских металлургов стремлением поднять внутренние цены до паритета с экспортными. Однако, как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", вполне понятное желание сохранить прежнюю выручку может сыграть с металлургами злую шутку: отечественные потребители начали переходить на дешевый китайский металл.
Проблемы у наших сталеваров, как ни странно, возникли потому, что они встроились в мировой рынок. По словам ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, металлургические компании отчитываются по международным стандартам, закупают часть сырья и оборудования за границей, у многих из них есть иностранные акционеры, и поэтому игнорировать курс доллара они просто не могут.
Соответственно, как только американская валюта в 2014 году стала укрепляться, рублевые цены на прокат пошли вверх. Декабрьская девальвация создала дисбаланс между внутренними и экспортными ценами. Сегодня, отмечает аналитик Альфа банка Дмитрий Глушаков, металлурги реализуют свою продукцию в России значительно дешевле, чем могли бы продать ее за рубежом. Поскольку сталевары хотят одинаково зарабатывать на внешнем и внутреннем рынке, они решили устранить неравенство. Однако логика их действий вызвала множество вопросов у потребителей.
Во-первых, они не уверены, что металлурги смогут продать российские объемы за границей – если бы могли, то давно бы это сделали, не особенно оглядываясь на отечественного потребителя. Но в том-то и дело, что их там никто не ждет. Наблюдающийся избыток сталеплавильных и прокатных мощностей породил небывалый демпинг: мир наводнен дешевой продукцией из развивающихся стран. Ситуацию усугубило падение цен на сырье и энергоносители. Китайское агентство "Синьхуа" прогнозирует, что вялый спрос на сталь будет толкать цены на сырье дальше вниз. Догадайтесь, кто в сложившихся условиях предлагает наиболее конкурентные цены?
Во-вторых, топ-менеджер одного из металлургических заводов рассказал обозревателю "Уралинформбюро", что баланс между внутренними и экспортными ценами уже восстановился. Внутрироссийские цены, видимо, будут расти дальше (главным образом, из-за того, что дорожает металлолом), но весьма незначительно, если цены на энергоносители останутся стабильными. Эксперт утверждает, что спрос на внутреннем рынке сохраняется прежний.
Потребители подозревают, что, поднимая ежемесячно цены на 10-15%, сталевары пытаются переложить на них свои проблемы, но вот получится ли это у них? Дмитрий Баранов отмечает, что система налогообложения и структура издержек у российских металлургов не позволяют им предлагать такие же цены на стальной прокат, как их зарубежные коллеги. Этим и пользуются российские машиностроители.
Исполнительный директор Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Владимир Кукарских сообщил на одном из совещаний, что предприятия ОПК не могут повышать стоимость своей продукции, а потому "вынуждены искать металл за рубежом". Его мнение поддержали: привязка цены к доллару привела к тому, что в нынешней ситуации российскому потребителю выгоднее покупать сырье за рубежом, чем в Свердловской области.
Среднеуральский министр промышленности и науки Андрей Мисюра видит угрозу металлургам и со стороны производителей композитных материалов. Все это приводит к тому, что прирост объемов производства черных металлов в России сокращается: в 2015 году, полагает чиновник, он будет в полтора раза меньше, чем среднемировой. В цветной металлургии результаты могут быть еще хуже.
Экспертам очевидно: металлургам нужно искать новые ниши, а не повышать цены на свою продукцию. Российский рынок и так слишком мал, чтобы его "окучивать" инфляцией. Баланс надо находить не между внутренними и экспортными ценами, а между отраслями российской экономики, что позволит увеличить сбыт. А поскольку этого не происходит, позитивный эффект от девальвации рубля, на который рассчитывали власти, начинает испаряться.
Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ