Чёрные полковники с золотыми погонами

Апрель 2012-го грозит катком пройтись по среднеуральской полиции.

Впервые за многие годы противостояние различных силовых ведомств вышло на публичный уровень. Но задержание майора полиции с многомиллионной взяткой – лишь малая толика "силовых единоборств".  Мы не беремся утверждать, что в Свердловской области взрос полицейский спрут – так ли это, предстоит выяснить комиссии МВД РФ.  А что если сложить некоторые известные факты с рядом догадок и выстроить демоверсию?  

Дядя Коля милиционер

Чтобы лучше понимать день сегодняшний, нужно совершить краткий экскурс в историю. С конца 90-х главной действующей силой ГУВД Свердловской области стало Управление по борьбе с организованной преступностью. Официально оно боролось с ОПС "Уралмаш", нижнетагильской "Фортуной", екатеринбургскими "центровыми"…

Но в рядах местного бизнес-сообщества про УБОП рассказывали совсем иные истории. Про то, как убоповцы принимали участие в борьбе за екатеринбургскую овощебазу №4 (ту самую, контеевскую), как они засветились в  переделе акций ОАО "Стройпластполимер" (закончился гибелью "уралмашевца" Александра Хабарова в СИЗО), еще был нижнетагильский котельно-радиаторный завод, крупные объекты недвижимости в уральской столице и т.д. и т.п.

Особая роль в становлении этого милицейского "государства в государстве" приписывалась экс-начальнику УВД Екатеринбурга Николаю Овчинникову. Став популярным на волне неприязни к ОПС "Уралмаш", полковник милиции в 2000 году избрался в Госдуму. А оттуда в 2003-м пересел в кресло начальника Главного управления по борьбе с оргпреступностью МВД РФ.

За глаза Овчинникова называют "дядя Коля". И, как утверждают эксперты, генерал-полковнику удалось выстроить вертикально-интегрированную структуру (кто-то именует ее "клан"), корнями уходившую в почву, обильно "удобряемую" финансово-промышленными группами Свердловской области.

Генерал "дядя Коля"

Все начальники областного УБОПа  со временем пошли в рост. Генерал-майор Василий Руденко закончил карьеру заместителем начальника Департамента уголовного розыска МВД РФ. Генерал-лейтенант Андрей Таранов ныне возглавляет полицию Приволжского федерального округа, а генерал-майор Сергей Васильев – МВД Кабардино-Балкарии.

Последние два генерала претендовали на роль начальника ГУВД Свердловской области, но этим планам не суждено было сбыться. И не только потому, что "модернизированное" в ОРЧ №7 Управление по борьбе с оргпреступностью к 2010-му году уступило главенствующие позиции Управлению собственной безопасности, но и благодаря  одной генеральше.

Шерше ля фам

В январе 2010 года начальником штаба Приволжско-Уральского военного округа был назначен генерал-майор Сергей Суровикин. До этого он год был заместителем начальника Генштаба ВС РФ Николая Макарова. 

По удивительному стечению обстоятельств уже в мае 2010 года, оставив хорошую милицейскую должность в Москве, в ГУВД Свердловской области перевелся полковник Сергей Николаевич Макаров. Как утверждают инсайдеры, сын генерала армии вместе с четой Суровикиных из столичных источников узнали о том, что на место начальника областного главка претендует Михаил Бородин, и от души похлопотали, чтобы руководитель УВД Юго-Восточного административного округа  Москвы в сентябре 2010 года переехал в Екатеринбург.  

Рассказывают, что на прошлогоднем торжественном ужине 23 февраля  Бородин произнес заздравную речь в адрес Суровикина, благодаря которому он возглавил полицию Свердловской области. Весьма вероятно, что особую роль сыграл даже не генерал, а его жена – Анна Суровикина. Об энергичности этой бизнесвумен в Свердловской области ходят легенды. Она не только ведет лесной бизнес с дочерью губернатора Мишарина, но в связке с силовиками и чиновниками областного правительства стремится зайти в любые выгодные сферы бизнеса. Суровикины с Бородиными дружат семьями. И, по словам источников, прошлогодние события в Сагре застали генерала полиции как раз в гостях у товарища по званию.

Генеральша А.Суровикина и генерал М.Бородин 

Но вернемся к современным полицейским реалиям. Можно предположить, что два года назад у связки Бородин-Макаров-Суровикина  родилась нехитрая управленческая идея: контроль за бизнес-потоками в Свердловской области, в которых Анна Борисовна прекрасно разбиралась, можно установить, поставив на руководящие посты в полицейском главке своих людей. Последовавшей за тем столичной экспансии никогда прежде в силовых ведомствах региона не наблюдалось.

Заместителем начальника ГУ МВД был назначен полковник Владимир Романюк (ранее начальник криминальной милиции УВД СВАО). Оперативно-розыскную часть Службы собственной безопасности ГУ МВД возглавил полковник Петр Авсюков (ранее начальник отдела собственной безопасности УВД ЮВАО). Полковник Константин Строганов стал заместителем начальника отдела ОРЧ угрозыска №3 (ранее начальник ОРЧ УВД ЮВАО). Начальником оперативно-розыскной части экономической безопасности и противодействия коррупции был назначен полковник Олег Курач (ранее заместитель начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД ЮВАО). Начальник милиции общественной безопасности УВД ЮВАО подполковник Юрий Трифонов возглавил УВД Екатеринбурга, а в его замы  двинули бывшего начальника ОВД  столичного района  Выхино Александра Федюнина.  И это далеко не весь список переехавших в Екатеринбург московских полицейских. 

Генеральская доля

Не успели приезжие расквартироваться, как случилась "зачистка" рыночного комплекса "Таганский ряд". Как утверждают инсайдеры, "наводчиком" на екатеринбургский Чайна-таун мог быть его бывший совладелец Вадим Валерьевич Макаров.

Главными действующими лицами летнего "маски-шоу" стали Владимир Романюк, Сергей Макаров, Олег Курач. Результатом – громкий скандал с изъятием многомиллионной суммы, первоначально охарактеризованной как "черная касса" то ли азиатских торговцев, то ли российских собственников "Таганки". Когда прокуратура, ФСБ и следственный комитет начали "разбор полетов", у областного главка неожиданно пропал интерес к выяснению законности происхождения денежной массы. Дело за бесперспективностью перекочевало в городское УВД.

К концу февраля китайцы добились постановления Железнодорожного райсуда о незаконном удержании их миллионов. А в начале апреля произошел знаменитый арест чекистами майора Сергея Рахманова при получении взятки в 7 миллионов рублей.

По озвученной версии, майор вместе с  неким следователем УВД решили исполнить судебное решение с "обременением". За возврат 48 миллионов рублей они потребовали с азиатских торговцев "откат" в 14 миллионов. "Сделку" контролировали ФСБ и Следственный комитет, поэтому при окончательном расчете "городового" полицейского взяли с поличным. 

Показательно, что накануне этой операции в Екатеринбург приезжал глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, потребовавший от своих подчиненных "задать жару" коррумпированным полицейским. На беду генерала Бородина против него настроены не только в следствии и в ФСБ, но и в прокуратуре и даже в окружном полицейском главке. Что же могло стать причиной?

Заместитель Генпрокурора РФ Ю.Пономарев и М.Бородин на показательном разгроме нелегального казино

Самая радикальная версия – полицейские с генеральским размахом пытаются подмять под себя  весь доходный бизнес в регионе и забрели в чужой "огород". Например, на предыдущего начальника Управления собственной безопасности Михаила Рябинина перед увольнением упала "тень" нелегального игрового бизнеса.

С вещами на выезд?

В своих недавних заявлениях руководители областного главка предложили предпринимателям указать на факты полицейских поборов. Коль скоро весь сыр-бор начался с "Таганского ряда", следователи опросили его владельца  Анатолия Никифорова, но тот, по имеющимся сведениям, не подтвердил, что кто-то требовал от него платить дань "оборотням".

Однако есть интересные фигуры, на которые указывают более разговорчивые бизнесмены, которым надоел полицейский прессинг. Их можно встретить в коридорах городского и областного управлений.

Например, Максим Валерьевич Какунин. Сорокалетний житель подмосковного Волоколамска. В своем кругу  его зовут Моня. Известный борец с наркотиками почему-то кличет его Абельбаум.

Кроме штатского Мони за "сложные"  вопросы берется   старший специалист тыла УМВД Екатеринбурга Сергей Мозгин. Это тоже полковник, ранее служивший  в подразделении ГУВД Москвы, курирующем "воров в законе" и лидеров ОПС. По имеющимся сведениям, он был дисквалифицирован с оперативной работы за слив служебной информации. Переехав в Екатеринбург, скромный сотрудник тыловой службы снимает квартиру в дорогом клубном доме и ездит на Lexus.

Есть полицейские "посыльные" размером помельче. Отдел по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного наказания УМВД  Екатеринбурга в окрестных торговых рядах "представляют" некие Станислав и Татьяна.

Судя по картине происходящего, нынешняя вертикально-интегрированная структура на голову выше прежней убоповской. Если раньше звездочки можно было заслужить за раскрытие преступлений, то теперь их получение почему-то взаимоувязывают с уровнем коммерческих сборов. С ларечниками общаются лейтенанты, с крупным бизнесом  разговор идет на уровне полковников. Порой встречи проходят в кафе неподалеку от Зелёной рощи.  

    

Кто первый на выход?

Эксперты "Уралинформбюро" высказывают предположение, что весеннее обострение силовиков мировой не закончится. Позиции Михаила Бородина ослабли после отъезда четы Суровикиных из Екатеринбурга. Генерал Суровикин уже не начальник штаба Центрального военного округа, и далеко не факт, что он возглавит российскую военную полицию. В свою очередь начальник ГУ МВД по УРФО  Николай Мардасов не прочь заработать очки в  показательной зачистке полицейских рядов. К тому же после президентской инаугурации  ветер подует в паруса чекистов.

Собственно, отъезд в Москву для генерала Бородина  всего лишь возвращение домой из двухлетней командировки на Урал. Мишка хоть и московский, но не олимпийский – в Екатеринбурге плакать никто не будет.

Вадим ДЫНИН  

Еще в сюжете: Произвол в погонах