Варвары в стране победившего Путина
С 5 марта чиновники сверлят дырки в пиджаках под ордена. Их призовая гонка стартовала, едва премьер-президент проревел "Мы победили". Пока не могу понять, кого они победили? Зюганова? Прохорова? Или тех, кто не голосовал за ВВП?
Я принципиально не голосовал за Путина. Потому что для меня он - символ беззакония. А Россия не может победить в целом без победы закона над беспределом. Ну, а то, что страна в нем тонет, доказывают события 8 марта в Екатеринбурге.
В ночь перед праздником центр уральской столицы обнесли забором. Рядом с мэрией и напротив главной площади с памятником Ленину стоит другой исторический памятник – "Пассаж". Он то и попал в оцепление. А утром 8-го началось варварское разрушение здания.
"Уралинформбюро" год с лишним бьется за сохранение "Пассажа", занесенного в федеральный реестр объектов культурного наследия. Построенное в первой четверти XX-го века здание было Товарной биржей, Управлением строительства Магнитогорского меткомбината, универмагом. В 2007 году его прикупили два екатеринбургских дельца – Игорь Заводовский и Константин Погребинский. Совладельцы компании "Малышева,73" потратились прилично – за "Пассаж" и соседний ЦУМ отдали 2,4 миллиарда рублей. И, как утверждают источники, сразу приговорили памятник к смерти.
Циничный план Заводовскому-Погребинскому помогли разработать мастера своего дела. Юридическим сопровождением занимается нынешний депутат Законодательного собрания Свердловской области от "Справедливой России" Илья Филиппов. Особо отмечу – громкий успех "справедливороссов" на декабрьских выборах 2011 года в Екатеринбурге не был бы возможен без активной поддержки администрации города. Вполне возможно, что деньгами по просьбе мэрии мироновцам помогало и "Малышева, 73".
Экспертом по сносу памятника стал начальник управления по госохране объектов культурного наследия Минкульта Свердловской области Юрий Курашов. Чиновник очень радел бизнесменам – готовил документы для подачи в федеральные инстанции, давал интервью о необходимости "поправить" историю.
Нашлись и московские архитекторы, которые за определенную плату указали, что здание не имеет никакой ценности – под защиту государства необходимо взять лишь отдельные фрагменты. Эти фрагменты составят не более 1/100 от всего здания. Потом они, правда, утверждали, что не предполагали будущий снос "Пассажа". Им "малышевцы", якобы, заявляли, что будет проведено приспособление здания.
И, действительно, в разрешительных документах, которые Министерство культуры и туризма Свердловской области любезно подписало Заводовскому-Погребинскому, говорится о приспособлении имеющегося здания под объект торговли. А теперь представьте себе, как можно приспособить историческое здание площадью 6 тысяч квадратных метров в многоэтажный новодел на 60 тысяч "квадратов". Большинство изначально понимало, что это – обман. Речь идет о разрушении "Пассажа" и строительстве на его обломках монстра, который бывший главный архитектор Свердловской области Григорий Мазаев еще год назад окрестил "банями султана".
Для Погребинского с Заводовским строить "баню" нужно было любой ценой. При покупке "Пассажа" они влезли в долги. Ну, нет у бывших торговцев квартирками, а ныне девелоперов нескольких миллиардов рублей под подушкой. Это – банковские кредиты, которые ежемесячно обходятся в круглую сумму. И дельцы ни перед чем не остановятся для достижения своей конечной цели. "Пассаж" стал для них Карфагеном.
Реальным препятствием был Уставный суд Свердловской области. Туда вместе с общественным защитником екатеринбургской старины Олегом Букиным мы обратились еще в августе 2011 года. Мы оспариваем выделение части сквера перед "Пассажем" для его расширения. Такой дорогой подарок Заводовскому-Погребинскому сделала екатеринбургская мэрия несколько лет назад. Осведомленные источники рассказали немало интересного о связи дельцов с вице-мэром Владимиром Тунгусовым. Кстати, именно он занимается всеми выборными проектами мэрии. По словам инсайдеров, покровительство Тунгусова формализовалось в половину сквера, куда "расползется" новодел. Официально в обмен на земельный участок в 1500 квадратов "малышевцы" … высадили 20 елей и починили фонтан в центре сквера.
Наша позиция – сквер был незаконно переведен городской Думой в разряд территорий для делового строительства. Максим Петлин выиграл аналогичное дело в Уставном суде. И мы надеялись вернуть горожанам сквер в полном его величии.
Первое заседание Уставного суда по нашему обращению было назначено на 27 февраля, но отложилось примерно на месяц для уточнения деталей Министерством культуры, которое отвечает за сохранность памятника. Для Заводовского-Погребинского вердикт суда в нашу пользу означает одно – у них не будет необходимой площади под постройку стеклобетонного монстра. И потому дельцы пошли в атаку на "Пассаж". Им лишь нужно было дождаться, когда пройдут выборы Президента, чтобы шум экскаватора не помешал ВВП.
В конце февраля они получили у мэрии разрешение на реконструкцию здания, которым 8-го марта размахивали перед полицейскими, прибывшими на место сноса по вызову Олега Букина. Необходимо отметить важную деталь. Объект культурного наследия по закону не может реконструироваться! Реконструкция означает строительство – что в данном случае и замышляется. В документах областного Минкульта значится приспособление, в бумагах мэрии – реконструкция. По факту – снос.
Заводовский-Погребинский вместе со своими подельниками за последние пять лет умышленно довели "Пассаж" до аварийного состояния. Чиновники кивнули "одобрямс" на его разрушение. И в чем же виноват Путин спросят меня его сторонники и подчиненные?
Повторюсь - в том, что нарушается закон. Если умелые чиновничьи ручки ловко превращают памятник истории во фрагменты, то можно попрощаться с большинством исторических зданий. Варварство Заводовского-Погребинского будет растиражировано по России с невероятной скоростью. Юрист Филиппов за гонорар с удовольствием может рассказать о том, как грамотно снести мешающий застройке памятник в центре Твери или Иркутска. Можно еще нанять господина Курашова – вдруг его сделают стрелочником в этой истории? Он умеет правильно ставить задачи московским экспертам, которые и без того не считаются с историей за пределами МКАД.
Екатеринбург лишился очередного памятника своей истории. Его варварски разрушили собственники. Но у екатеринбуржцев появляется шанс на большой сквер Памяти в центре города. Мы будем бороться в Уставном суде. И можем победить, что критически уменьшит шансы Заводовского-Погребинского на строительство "бань султана". Освободившаяся площадка под "Пассажем" значительно расширяет сквер. Он нужен городу значительно больше, чем новый торговый центр Заводовского-Погребинского.
Вадим ДЫНИН