В деле Виктора Контеева заблестели звезды
В середине февраля появился новый импульс уголовного дела вице-мэра уральской столицы Виктора Контеева, обвиняемого в организации двух заказных убийств. 16 февраля 2012 года был задержан совладелец екатеринбургского ООО "Продовольственная база №4" Игорь Иванчиков. В этот же день суд продлил срок содержания Контеева под стражей на 5 месяцев. При этом вице-мэру впервые за полгода дали право на заявление для прессы.
Задержание Иванчикова можно отнести в актив следствия, которое предъявило Контееву еще одно обвинение – в получении пятимиллионной взятки. В такую сумму оценивается 51,28 % доля ООО "Продовольственная база №4", которую Татьяна Русина в 2004 году переписала на Игоря Иванчикова, якобы, под давлением вице-мэра.
Следует отметить, что Русина давно знакома с Контеевыми. Её прежний дом располагался рядом с домом вице-мэра в загородном коттеджном поселке. С Ларисой Контеевой они даже вели совместный бизнес.
Как утверждают источники "Уралинформбюро", "чёрной кошкой" в их отношениях стала крупнейшая овощебаза Екатеринбурга, откуда потребителям доставлялись не только овощи-фрукты, но и наркотики. Борьбу за этот ресурс в свое время вели ОПС "Уралмаш", ОПГ "Синие", чиновники и силовики. Победу в конечном счете одержали Контеевы и их ставленник И.Иванчиков – единоличная хозяйка Русина продала им её полностью.
Если судить по фабуле уголовного дела Контеева, без крови не обошлось. Вице-мэру инкриминируют заказы на убийство двух жителей Кургана, имевших отношение к Петуховскому таможенному переходу. Через это зауральское "окно" в Россию шли фуры из Средней Азии с плодоовощной продукцией и наркотиками. Контроль за ним осуществляли екатеринбургские преступные группировки, с которыми Виктор Контеев, по данным источников, имеет тесные связи еще с молодости. Рассказывают, что за свой неуемный бизнес аппетит вице-мэр в кругу "синих" даже получил прозвище "Витя-Крокодил".
Добившись продления ареста Контеева и выдвинув новое обвинение, следствие, тем не менее, потеряло очки с учетом неожиданного для прессы заявления вице-мэра. Это его первая речь "под камеру" с момента задержания в августе 2011 года.
Контеев сообщил журналистам, что заказчики его уголовного дела Татьяна Русина и глава азербайджанской диаспоры в Свердловской области Шахин Шихлинский. Благодаря их знакомству с бывшим начальником ГУВД Свердловской области, а ныне начальником департамента уголовного розыска МВД России Михаилом Никитиным вице-мэра и упекли за решетку.
Находящийся в дружественных отношениях с Русиной Ш.Шихлинский тотчас отреагировал на данный месседж, заявив в интервью порталу Vesti.az следующее: "Экс-вице-мэр лжет. Причем, наглым образом. … На территории 4-й овощебазы работают в основном азербайджанцы. Работая в администрации города, Виктор Контеев занимался откровенным вымогательством, хотя наши соотечественники всегда были законопослушными. Он не подписывал ни одного документа, пока ему не заплатят. За каждую машину с фруктами и овощами, проезжавшую на территорию овощебазы, Контеев требовал по 30-40 тысяч рублей. Но при этом ни один азербайджанец не пожаловался на его противоправные действия".
Косвенным образом слова Шихлинского о "податях" подтверждаются заявлением Ларисы Контеевой. На пресс-конференции после ареста мужа в августе она сообщила, что сборы "чёрной кассы" на овощебазе №4 достигали 400 тысяч рублей ежедневно.
По мнению инсайдеров, "прямая речь" Контеева явилась частью плана по его освобождению. В первые же дни после задержания за свободу вице-мэра стали бороться влиятельные криминальные авторитеты России. Рассказывают, что из Москвы в Екатеринбург был готов прилететь курьер с 10 миллионами долларов "залога", но операцию прервали чекисты.
Самой удивительной является версия о том, что надежды на освобождение "Вити-Крокодила" возлагаются на высокопоставленных сотрудников ГУ МВД России по Свердловской области. Следует отметить, что летом 2011 года – накануне ареста Контеева - в милицейском главке сформировалась команда из бывших сотрудников УВД Юго-Восточного административного округа Москвы. Это милицейское подразделение до своего назначения начальником среднеуральского ГУВД в сентябре 2010 года возглавлял генерал-лейтенант Михаил Бородин. Освоившись в Екатеринбурге, он добился перевода в уральскую столицу своих бывших подчиненных.
В настоящее время оперативно-розыскную часть Службы собственной безопасности ГУ МВД возглавляет полковник Петр Авсюков (ранее начальник отдела собственной безопасности УВД ЮВАО). Полковник Константин Строганов является заместителем начальника отдела ОРЧ угрозыска №3 (ранее начальник ОРЧ УВД ЮВАО). Начальником оперативно-розыскной части экономической безопасности и противодействия коррупции назначен полковник Олег Курач (ранее заместитель начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД ЮВАО). И это далеко не весь список "командированных" из столичного УВД.
Наиболее смелое объяснение столь масштабной московской экспансии – "решение личных задач" до смены руководства МВД РФ, которая неминуемо состоится после президентских выборов и приведет к разбору "милицейских крыш" в регионах.
Москвичи "засветились" на операции по изъятию контрафакта на екатеринбургском рынке "Таганский ряд" в июле-августе. Прокуратура с ФСБ несколько месяцев выясняли подробности "маски-шоу" и искали виновных в учиненном беспределе. Полицейские были вынуждены найти 15 "стрелочников", среди которых москвичей-полковников не оказалось. До конца так и неизвестна судьба 100 миллионов рублей, изъятых на рынке. Кстати, есть предположение, что денег "сняли" гораздо больше – в неразберихе их не все оприходовали, как и товар.
В строю столичных полковников есть достаточно интересная фигура. Сергей Мозгин в июне 2011 года получил должность в Управлении вневедомственной охраны среднеуральского ГУ МВД. А сейчас, по данным источников, числится всего лишь старшим специалистом тыла УВД Екатеринбурга, но ни в чем себе не отказывает: снимает дорогую квартиру и ездит на стильном внедорожнике.
До отъезда в Свердловскую область С.Мозгин служил в подразделении ГУВД Москвы, отвечающем за борьбу с "ворами в законе" и лидерами ОПС. Но был вынужден сменить место работы, поскольку ФСБ лишила его допуска к секретным материалам за их разглашение. Судя по инсайдерской информации, Мозгин "сливал" служебные данные ... криминальным структурам, за которыми должен был следить. В СМИ уже появилась информация о том, что Сергей Мозгин может быть причастен к процессу освобождения Виктора Контеева, выполняя роль "челнока" между криминалитетом и силовиками.
О том, что такой процесс активно идет, свидетельствует не только внезапная "гласность" в зале суда. Перед тем, как судья дал Контееву высказаться о заказном характере его дела и назвать фамилию генерала Никитина, в прессе появился ряд публикаций в защиту вице-мэра. А в адрес Владимира Путина было отправлено обращение, в котором предприниматели и работники торговли утверждают, что "обвинение в причастности к организации убийств чудовищно и абсурдно". По их мнению, "возбужденное уголовное дело носит заказной и "проплаченный" характер, цель заказчиков - дискредитация В.В. Контеева в его принципиальных позициях по отношению к нарушениям, происходившим, в том числе на ООО "Продуктовая база №4" (в письме продовольственная база вдруг стала продуктовой – ред.).
По классическим канонам пиара, подобная массированная кампания в прессе является "легендой" для не афишируемых действий. Предположим, для публики – "челобитная" премьер-министру, а реальный механизм – полковник с кейсом. Так что следствие удержало Контеева за решеткой, но у москвичей командировка в Екатеринбург еще не закончилась.
Андрей БЕЛЫЙ