Осенняя хандра Качканарского ГОКа

Работники без помощи профсоюза.

Качканарский ГОК, славящийся на всю Россию периодическим проведением итальянских забастовок, впал в состояние хандры. Страсти, бушевавшие на одном из крупнейших предприятий отечественной металлургической отрасли летом 2016 года, поутихли, но симптоматика происходящего свидетельствует о том, что обостриться ситуация может в любой момент.

Очередная в истории ГОКа итальянская забастовка (работа со строгим соблюдением всех правил охраны труда) завершилась подписанием соглашения о введении новой системы расчета премиальной части зарплаты работникам, на которой настаивало руководство. От ЕВРАЗа, в состав которого входит качканарский комбинат, в этом процессе участвовали тогдашний управляющий директор завода Владислав Жуков и руководитель дивизиона "Урал" Максим Андриасов, от коллектива – председатель профсоюзного комитета Анатолий Пьянков. По соглашению, в случае невыполнения подразделениями ГОКа определенных производственных и экономических показателей, премии работников урезаются на сумму до 3000 рублей, в случае перевыполнения – увеличиваются в пределах той же суммы.

Лидер качканарского профкома охарактеризовал договор, как компромисс. На деле, как и прогнозировало "Уралинформбюро", вышел швах. Экономическая ситуация мало способствует стахановским рекордам, а работники лишаются части премии. При этом речь идет не о 3000 рублей, а до 3750 с учетом начисляемого на премию уральского коэффициента. О котором Анатолий Пьянков не задумался или не хотел задуматься, ставя свою подпись под документом.

Вероятно, обсуждение составом профсоюзных экспертов могло выявить этот экономический нюанс, но решение Пьянковым принималось единолично. С представителями работодателя босс профсоюза встречался тет-а-тет, его решение для тысяч работников оказалось неожиданной данностью, с которой остается мириться.

Говорить о том, что за минувшие с того момента месяцы была сделана хоть какая-то работа над ошибками не приходится. В октябре стараниями Пьянкова из профсоюзного комитета "ушли" Ольгу Гашкову - штатного экономиста. Близкие к ситуации источники "Уралинформбюро" по этому поводу, мягко говоря, недоумевают. "Внушает надежду то, что идею Пьянкова поддержали не единогласно, 6 человек были "против". То есть не все члены профкома безоговорочно следуют его желаниям", - заметил один из собеседников агентства. Но факт остается фактом, неугодного члена комитета убрали от "экономических закромов профсоюза". На Гашкову, проработавшую в должности около десятка лет, всегда участвовавшую в переговорах с работодателем как эксперт, разбирающийся в вопросах экономики и оплаты труда, фактически навесили клеймо "предатель профсоюза".

Аналогичной характеристики удостоился экс-председатель профкома Рудоуправления (подразделение КГОКа) Сергей Титовец. 5 августа на конференции, по итогам которой Пьянков был переизбран еще на 5 лет, его бывший соратник не поддержал ряд решений профлидера. И теперь, как говорят, в профком ни ногой.

Сама конференция оказалась не менее скандальной, чем предшествовавшие ей итальянская забастовка и предвыборная кампания кандидатов на пост председателя заводского профсоюза. Руководитель профсоюзной ячейки медсанчасти комбината Сергей Горбатов, один из проигравших оппонентов Пьянкова, задокументировал все допущенные протокольные нарушения и обратился к председателю свердловского обкома Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР) Валерию Кускову.

Последний, правда, лично присутствовал на конференции и, естественно, отклонил жалобу. Сделать иначе – расписаться в своей некомпетентности, ведь на месте событий Кусков нарушений не узрел.

Сродни балабановскому "брату" Горбатов продолжил добиваться правды – заявил о нарушениях председателю ГМПР Алексею Безымянных. Однако из Москвы ему также пришел ответ по принципу "ничего вы не понимаете".

Собеседник "Уралинформбюро" в профсоюзных кругах, ознакомившийся с перепиской, ответ Безымянных воспринял со скепсисом: "Особенно интересен пункт, что делегатов на конференцию выбирали на пересменках, причем голосовали и не члены профсоюза. Грубейшее нарушение. Но Безымянных о нем даже не упоминает в своем ответе".

Мотивы главы ГМПР понятны – до конца 2016 года ему предстоит пройти процедуру перевыборов, и скандалы абсолютно не нужны. А если признать наличие нарушений на конференции в столь известном для профсоюза предприятии, скандал будет, да еще какой!

Прикрытие Пьянкова может быть связано и с финансовой стороной взаимоотношений профсоюза ГОКа и ГМПР. Перед конференцией в Качканар приезжали ревизоры. По официальной версии, аудит "грубых нарушений не выявил", но, по данным СМИ, они имеют место. Речь идет о профвзносах, часть которых качканарский профсоюз обязан передавать в ГМПР. Сообщается, что вместо положенных 25% Пьянков "засылает" в область и Москву лишь 22%. Недостача за последние годы могла превысить 40 миллионов рублей.

Перед профкомом комбината нарисовалась и новая проблема. В середине октября пост управляющего директора покинул Владислав Жуков. И тут Анатолию Пьянкову впору бы радоваться – он не раз критиковал руководителя, называя его худшим из директоров, работавших в КГОКе. Но в ЕВРАЗе приняли решение объединить управление Нижнетагильским металлургическим комбинатом (НТМК) и качканарским комбинатом под одним руководителем – тагильчанином Алексеем Кушнаревым, который в сентябре был переизбран в Заксобрание Свердловской области.

Радикальная кадровая перестановка возможно сулит реорганизацию ГОКу. Сейчас наиболее обсуждаемый работниками вариант – юридическое присоединение к НТМК подразделений комбината, не относящихся к добыче и первичной обработке руды. В таком случае и профкомы переходящих фабрик уйдут в профсоюз трудящихся НТМК, которым руководит Владимир Радаев (тоже, кстати, депутат регионального ЗакСо).

Под крылом Пьянкова при таком варианте останутся Управление горного железнодорожного транспорта (УГЖДТ), Рудоуправление и автотракторный цех (АТЦ) - крупные подразделения, коллективы которых потенциально наиболее готовы к протестным действиям. Но в профкоме УГЖДТ главенствует экс-оппонент Пьянкова по летним выборам Игорь Кукушкин, в Рудоуправлении – Дмитрий Журавлев, креатура Сергея Титовца. Плюс серьезная часть работников, в том числе и АТЦ, относятся к переизбранному лидеру с недоверием.

Пока что о реорганизации речи не идет, на повестке более насущный вопрос – корректировка коллективного договора на очередной год, прежде всего в вопросе оплаты труда и социальных гарантий. Пока что переговоры между руководством комбината и профкомом идут за закрытыми дверьми, без публичных споров и, видимо, с желанием договориться, а не "воевать". А значит у Пьянкова, от никудышной дипломатии которого многие работники уже устали, еще есть шанс реабилитироваться.

Сергей РОМАНЧЕНКО